Результаты и их анализ
Страница 4

Таблица 3

Показатели когнитивно-операционной готовности к материнству женщин 16-18 лет

Знание женщинами

функций матери

особенностей внутриутробного развития

особенностей развития ребёнка

особенностей процесса воспитания

20%

30%

20%

20%

Таким образом, на основании полученных данных (табл.3) можно сделать вывод о низком уровне когнитивно-операционнной готовности к материнству респондентов данной возрастной группы. Возможно, причиной недостаточных знаний является то, что женщины 16-18 лет не планируют в ближайшие 5 лет рождение ребёнка, а, следовательно, не стремятся получить знания о его развитии и воспитании.

Проанализируем ответы респондентов на вопросы, составляющие блок социально-личностной готовности к материнству. Он включает развитие половой идентификации женщины, установки на стратегию воспитания ребёнка, осознание женщиной ответственности за его развитие, готовность преодолевать трудности, связанные с рождением и воспитанием детей.

Всего 30% респондентов считают, что женщиной быть лучше, чем мужчиной. При этом женский пол выбрали для себя всего 40% опрошенных. Остальные (60%) не ответили на данные вопросы. То есть для респондентов данной группы характерен низкий уровень развития половой идентификации. В частности, они не осознают, что женщины, в отличие от мужчин, могут осознать счастье быть матерью.

Особое внимание следует обратить на то, что респонденты не видят ответственности за развитие и воспитание малыша. Лишь 30% опрошенных ответили, что рождение ребёнка является ответственным шагом. При этом 90% респондентов не могут взять эту ответственность полностью на себя и полагаются на близких и родных. Остальные (10%) считают, что смогут воспитать ребёнка самостоятельно, хотя его рождение не считают ответственным шагом. Кроме того, они указали, что помощь бабушек и дедушек является необходимостью. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что испытуемые данной возрастной группы не осознают ответственность, которая появляется у женщины, решившей родить малыша.

Отметим, что 30% респондентов не знают какие трудности возникают с рождением ребёнка. Для 20% испытуемых главной проблемой является то, что ребёнок будет занимать всё их время. 30% опрошенных указывают на возникновение только финансовых трудностей. Лишь 20% респондентов осознают, что обязательно появятся трудности, связанные с уходом за ребёнком, его воспитанием и развитием. При этом лишь 20% опрошенных настроены положительно на их преодоление.

Анализируя установки респондентов на стратегию воспитания, отметим следующее. 50% опрошенных не всё устраивает в методах воспитания своих родителей. Но при этом 80% из них ответили, что своих будущих детей они будут воспитывать также. Такие результаты указывают на неадекватность установок респондентов относительно воспитания ребёнка. Подтверждением является и то, что лишь 10% респондентов считают, что при воспитании ребёнка решающую роль играют родители. Хотя с другой стороны, 90% опрошенных осознают, что в том, что ребёнок не слушается, виноваты родители. Такие противоречивые данные свидетельствуют о том, что женщины данной возрастной группы имеют недостаточные представления о том, как воспитывать ребёнка и что в нём воспитывать. Соответствующие данные приведены в табл.4.

Таблица 4

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по теме:

Особенности адаптации в пожилом возрасте
Современная социальная обстановка во всем мире, ориентация на молодость, на активный образ жизни, философия достижений делают этот демографический слой наиболее уязвимым. Особенно тяжело как социальное, так и психологическое положение ста ...

Характеристика дошкольного возраста в разных психологических школах
Некоторые зарубежные психологи, в первую очередь немецкие, пытались выявить закономерности психического развития ребенка и помочь учителю в его практической деятельности. Это нашло отражение в трудах немецкого психолога Э. Мсн-мана (1862- ...

Нарративный анализ
Нарративный анализ личности - это анализ жизненных историй. В нашем смыслонарративном анализе цель нарративного повествования - трансформация личности нарратора. В нарративе мы выделяем три типа исторических форм: 1) нарратив страдания, м ...