Роль Другого в самопознанииСтраница 7
То, как субъект представлен себе самому в качестве Другого, какие образы он использует для самопознания, как пытается обозначить свою подлинность, отражается в самоконцептуализации [23]. Человек может использовать разнообразные социокультурные концепты как средство самопознания.
Культурные тексты как источники образов других.
Как отмечал А.Ф. Лосев [19], не существует иного понимания себя, кроме как опосредованного текстами, знаками, символами, встречающимися в разнообразных культурных текстах. В процессах социализации и инкультурации человек сталкивается с разнообразными текстами. Эти тексты, их герои, их сюжеты являются носителями различных смысловых конструктов: опыта, знаний, образов, жизненного пути героя, на которые можно ориентироваться при построении образа своего «Я». Наиболее доступными, интересными и информативными являются художественные тексты (литература, фильмы, сказки). Именно они являются мощным семиотическим ресурсом для построения образа «Я», т.к. содержат сюжеты – события, которые могут происходить с людьми, - и героев, которые являются носителями разнообразных личностных качеств. В них человек (читатель, зритель) пытается усмотреть себя, свою судьбу, свое место в мире: он может оценивать и выбирать целостные образы, или отдельные качества, или собирательные образы и «примеривать» их на себя, а затем встраивать в структуру своей личности, усматривать их не только и не столько принадлежащими Другому, но как свои собственные свойства и качества. Из текстов он усваивает разнообразные клише, основные сюжетные линии, концепты добра, зла, основные схемы мироздания, сюжеты жизни. Человек получает возможность переживать события, которые происходят с героем, путем представления себя этим персонажем. Все это происходит как раз в силу того, что герои произведения выступают для человека как Другие, он «опрокидывает» их в себя. Персонаж художественного текста является Другим поскольку:
1) герой является целостным и завершенным в телесном плане – его внешнее тело является эстетически значимым моментом как и предметный мир в качестве окружения внешнего тела;
2) внутренний мир героя является целостным и завершенным – эмоции, переживания, желания, мысли являются внешними, выносятся во вне, а следовательно становятся видимыми;
3) жизнь, судьба героя является целостной и завершенной, т.к. читатель является свидетелем его рождения и смерти (или этапа жизни – его начала и конца).
Герои как Другие для читателя зачастую являются выразителями тех чувств и переживаний, которые человек испытывает, но часто не может обозначить в качестве собственного переживания. Когда человек представляет себя такими героями, он приобретает возможность выразить эти чувства, присвоить их себе.
Кроме того персонажи чаще всего бывают интереснее, чем обычные люди, окружающие человека в повседневной жизни, с ними происходят события часто невозможные наяву, а в выдуманной реальности возможно все. Это дает возможность фантазирующему читателю реализовать любые свои мечты, исполнить свои желания.
В основе подавляющего большинства персонажей лежат бессознательные комплексы, которые К.Г. Юнг [39] назвал архетипами. Каждый герой реализует множество модусов, поэтому представление себя другим героем в некотором смысле более выгодно, т. к. человек может увидеть, разглядеть себя и «попробовать» себя в разных модусах, а следовательно появляется возможность для более широкой самоинтерпритаии, для более детального самопознания.
Итак, роль Другого в формировании и функционировании человеческого Я огромна. Только через Другого возможно понимание себя. Подлинное знание о себе человек получает возможность познать и понять себя только заняв позицию вненаходимости. Без Другого субъект на самом деле не может иметь знания ни о мире, ни о себе, поскольку значения создаются в дискурсе. Поэтому Другой имеет статус гносеологической и онтологической необходимости. Познать собственное «Я» можно только через Другого. Только в Другом «Я» видит свое отражение. Личность существует только в своем стремлении к Другому, познает себя только через Другого, обретает себя только в Другом. Представляя себя другим, человек лучше представляет каков он есть. В представлении себя другим человек получает возможность увидеть себя не статичным и завершенным, а в развитии, что дает возможность планировать, размечать стратегию своего собственного развития. В фантазиях о себе человек часто реализует потребности и желания неосуществимые в реальной жизни. Герои художественных произведений являются по отношению к читателю являются Другими, поэтому культурные тексты являются источником, из которого черпаются образы других.
Другое по теме:
Методика «Диагностика направленности руководителя» А.А. Ершова
Тест конкретных ситуаций разработан и апробирован психологом труда А.А. Ершовым. По его мнению, связь между личностными характеристиками и эффективностью деятельности опосредуется такими социально-психологическими факторами, как позиция л ...
Социометрическое исследование структуры отношений в
студенческой группе. Описание
эксперимента
Цель эксперимента: Провести социометрическое исследование структуры отношений в студенческой группе.
Задачи исследования:
1. Определить социометрический статус каждого члена группы.
2. Определить уровень сплоченности членов группы.
Дл ...
Проблема индивидуальных различий в развитии способностей у детей
дошкольного возраста в работах зарубежных психологов
Анализ зарубежных исследований показывает, что можно выделить несколько основных подходов к данной проблеме в соответствии с различными аспектами рассмотрения развития способностей ребенка, и прежде всего интеллектуальных.
В рамках перво ...