Роль Другого в самопознании
Страница 6

В процессе самопроектирования необходимо ответить на вопросы «Каков я есть?», «Каким я хочу стать?», «Как мне стать тем, кем я хочу?». Сознательное «Я» всегда направлено на цель, все средства достижения переживаются изнутри, непрерывность действия, изменений так же внутренняя.(Бергсон А. [5]). Сама же цель как и внешний образ действия не даны действующему лицу. Нужно представить себя в будущем. Однако, «Я» человека находится здесь и теперь. Для рефлексии необходимо, чтобы событие стало либо прошлым, либо будущим. Но, если «Я» человека находится в настоящем, то Другой имеет возможность находиться и в прошлом, и в будущем. Поэтому представляя себя в будущем, человек представляет себя другим. «Мысли о будущем – это фантазии о нем» [7; 28]

Мысли о прошлом т.ж. не являются доподлинной реальностью. По прошествии времени человек домысливает себя, анализирует, интерпретирует события. «Серьезное упущение всей биографии, по мнению ее противников, это ее невозможность удержаться от законов Вымысла. Каждая дата, каждое событие, каждое случайное замечание вносит вклад в создание сюжета, который медленно и искусно создает известную заранее кульминацию: знаменитое дело героя» [41; 34] Кроме того установлено, что части наших историй основаны на слухах, которые мы услышали от других; что автобиограф неизбежно вынужден использовать широко распространенные литературные допущения; что эти допущения сами по себе неотделимы от широко распространенных культурных сценариев; что культура в некотором смысле обязывает нас помнить определенные события, причем в строго определенном ключе [41. Таким образом, воспоминания о прошлом переплетены с вымыслом, и вспоминая прошлое, человек представляет себя другим, каким он сейчас не является. Человеку необходимо познавать свое прошлое, чтобы познать причины возможных неудач, «смириться со своей судьбой» и найти резервы собственного «Я», чтобы двигаться дальше.

Поэтому представляя себя в прошлом или будущем, человек фактически представляет себя Другим, «Я» становится Другим, благодаря чему и осуществляется постоянная реконструкция «Я», а также непрерывность, неразрывность переживания «Я» во времени. Самопроектирование также служит задаче самопознания. Человек содержит в себе не только объективные свойства, но и возможности стать чем-то новым (желаемым, предполагаемым, воображаемым). Поэтому только познав все возможности своего бытия, а не только свои объективные свойства, человек познает себя.

Можно выделить некоторые функции представления себя другим.

1. Функция самотерапии. Далеко не все потребности, желания, мечты человека осуществимы в реальной жизни. Это создает психологический дискомфорт, внутренне напряжение. В вымышленной жизни человек получает возможность пережить близость, самореализацию, защищенность, обрести корни и т.д., и таким образом снять эмоциональное напряжение.

2. Экзистенциальная функция. В результате представления себя другим строится и познается то, что субъект сам никогда построить и познать не сможет: нельзя жить в другое время в другой стране, нельзя путешествовать во вселенной, нельзя пообщаться с магами и просто с людьми, которые умерли и т.д. Таким образом, человек выходит за пределы своего «Я», трансцендируется в другую реальность, т.е. расширяет границы собственного бытия.

3. Игровая функция. Она состоит в том, что человек получает возможность побыть другим, не собой. Он играет со своим «Я». Игра, чудачество, переплетение серьезного и несерьезного является основной формой раскрытия «внутреннего человека» [37]. В отношениях «Я – Не Я», «Я – Другой», «Я –Ты» постигаются смыслы собственного существования, происходит нахождение своего места в жизни.

4. Функция выбора. Человек в жизни постоянно сталкивается с выбором, перед ним открываются новые горизонты, новые возможности. По мысли, Хайдеггера, человек «сам себя выбирает», и цель человеческого существования реализовать все возможности бытия. Но это неосуществимо, т.к. выбор одной возможности означает отказ от другой. Фантазии позволяют осуществить выбор, а также попробовать другие возможности.

5. Биографическая функция. Проживая другие жизни, человек символизирует, сакрализует важные моменты своей реальной жизни. События сохраняются в памяти, увязываются с другими событиями жизни, с историей рода, человечества. Это также дает чувство укорененности (фундаментальная потребность по Э. Фромму [30]).

6. Функция самопознания. М.М. Бахтин, анализируя культурные тексты, выстроил цепочку метаморфозы: есть опыт, что был человек, потом он стал другим (обычно животным или ниже по статусу), далее он возвращает себе прежний облик, но при этом узнал много нового о мире и о себе. Метаморфоза используется для доказательства тождества самому себе. Метаморфоза также используется как форма осмысления и изображения частной человеческой судьбы, особенно в ее основных переломных моментах. Переживая кризисный момент, человек становиться другим: человек до превращения – человек превращенный – после превращения, обновленный. Таким образом, метаморфоза, бытие другим выступает как опыт изучения мира, людей и самого себя. [4].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Возникновение и формирование межличностных отношений в спортивном коллективе
Спортивная деятельность имеет все признаки и содержательные характеристики общения между людьми, построен­ного на двигательном, психомоторном и идеомоторном базисе соци­альной жизни. Даже в индивидуализированных видах спортивной дея­тельн ...

Особенности познания
В сфере опережающего развития познания обычно отмечается следующее. Существуют особые «сензетивные» периоды, когда дети «впитывают» все окружающее. Они способны заниматься несколькими делами сразу. В своей широкой программе исследования ...

Проблема изучения детской одаренности. Сущность основных понятий одаренности
Итак, индивидуальные различия наиболее явно выступают в разной восприимчивости к учению и в творческих проявлениях детей. При этом важно учитывать не только сами особенности ребенка, но их преимущества для роста способностей. Когда такого ...