Экспериментальные исследования представления себя другим. Гипотеза, цели, задачи, методы исследования
Страница 2

Материалы » Представление себя другим как способ самопознания » Экспериментальные исследования представления себя другим. Гипотеза, цели, задачи, методы исследования

Модус заботы. Может быть забота о ком-то и забота кого-то. Когда герой заботится о ком-то, то он старается помочь, защитить беспомощных. Тем самым он чувствует себя нужным и важным. Девиз – «Жить ради других». Борьба против кого-то также может являться воплощением заботы. Поиск чей-то заботы выражается беспомощностью, несамостоятельностью, поиском помощи, симпатии, просьбы о подмоге, снисхождении. «Если обо мне заботятся, значит я кому-то нужен».

Модус долга. Знание о своей миссии, о своем высоком предназначении, необычной участи. Могут присутствовать сверхценные идеи, максимализм. Долг может быть перед кем угодно. Поступки обычно совершаются вопреки своим желаниям. В этом смысле – это модус преодоления себя.

Модус воли обнаруживается в стремлении реализовать свой выбор. Это может быть борьба с кем-то, поступки вопреки обстоятельствам, это может быть достижение результатов собственными усилиями.

Модус познания. Человек постоянно находится в поиске, открывает что-то новое. Проявляется как любопытство. Часто познание реализуется в путешествии, странничестве, искании. Они помогают не только познать мир, но и познать себя. Познание может включать в себя различные проверки, испытания.

Модус творчества присутствует там, где человек создает что-либо, изобретает. Важно как именно использует человек свои уникальные качества в процессе создания. «Я» интерпретируется с точки зрения продуктов творчества, а также как «создатель»

Модус одиночества может быть как сингулярный модус – эгоистическая жизнь для себя, а может стать ресурсом самопознания себя как уникального, отличного от остальных, в некотором роде избранного. В одиночестве герой сталкивается с самим собой. Может сопровождаться чувством ненужности, покинутости.

Модус умирания и воскрешения. Осознание конечности своего бытия. Но обычно не бывает прямого столкновения со смертью. Часто проявляется в мотивах гибели и оживления (живой и мертвой водой), засыпании и пробуждении ото сна. Этот модус является необходимым компонентом развития.

Модус Бога. Проявляется везде, где есть потребность в управлении событиями или героями. Может содержать в себе модусы свободы и творчества. Виден в феях, волшебниках, в авторах.

Модус страдания. Обнаруживается там, где герой сталкивается с непреодолимыми преградами, с условиями, которые они не в силах изменить. Может проявляться в добровольной жертве, а также там, где присутствует мотив искупления, мотив жертвы, мотив терпения и смирения.

Модус игры. Присутствует там, где есть авантюризм, риск и азарт как способы справиться с монотонностью жизни. Его реализуют плутовские герои.

Для исследования представлений себя другим нами была разработана система заданий, включающая в себя стандартные методики, а также разработанные задания, разработанные нами совместно с Сапоговой Е.Е.

Первое задание было направлено на изучение личностных особенностей испытуемых, необходимых для понимания того, какими респонденты являются в действительности, а также для сравнения с тем, что они сами думают о себе. Для этого мы использовали Фрайбургский личностный опросник (FPI) (Из книги Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.: ил. С. 274-286) Это многофакторный личностный тест, пригодный для диагностики некоторых важных свойств личности. Это надежное средство для практических и научно-исследовательских целей. Опросник экономичен и предоставляет относительно много количественной информации о важных личностных факторах, что и обусловило выбор именно этой методики.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Особенности деятельности детей с ЗПР
Согласно современным представлениям, любая психическая деятельность имеет строго определенную структуру: она начинается с фазы мотивов, намерений, замыслов, которые затем превращаются в определенную программу деятельности, включающую «обр ...

Этническая идентичность
В мировой науке существует несколько объяснительных концепций этнического возрождения второй половины ХХ века. Разные социологические школы объясняют рост этнической идентичности: а) реакцией отставших в развитии народов на порождающую эт ...

Аналитическая часть. Посттравматическое стрессовое расстройство личности, как трансформация смысловой сферы личности
По мнению М. Ш. Магомед-Эминова, травматическая ситуация способна изменить смысловую сферу личности в направлении формирования биполярной смысловой структуры, элементами которой будут являться смыслы, организованные вокруг идеи «жизни», с ...