ЗаключениеСтраница 1
В меняющемся мире проблемы самопознания становятся особенно актуальны. Мы рассмотрели особенности представления себя другим как способ самопознания. Самопознание посредством представления себя другим характеризуется целостностью: на первый план выходит смысл «Я» в его единораздельной и целесообразной структуре, его событие. Внутренние противоречия не мешают, а сосуществуют, понимаясь как этапы некоторого единого процесса становления, экзистенции и компоненты единой и целостной структуры. Целостность обеспечивает познание не только отдельных своих качеств или психических процессов, а целостного «Я». Прошлое, настоящее и будущее понимаются как взаимосвязанные. Поэтому понимается важность не только сиюминутных «Я», но устремленность «Я» в будущее и учет духовной традиции. Истинное «Я» здесь – это онтологический феномен бытия, соответствующий экзистенциальным законам бытия.
При этом подходе человек понимается как незавершенный, до конца не определенный, открытый в свободном акте самопознания, а, следовательно, достигается подлинность бытия.
Роль Другого в формировании и функционировании человеческого «Я» огромна. Только через Другого возможно понимание себя. Подлинное знание о себе человек получает возможность познать и понять себя только заняв позицию вненаходимости. Поэтому Другой имеет статус гносеологической и онтологической необходимости. В Другом «Я» видит свое отражение. Личность существует только в своем стремлении к Другому, познает себя только через Другого, обретает себя только в Другом. Представляя себя другим, человек лучше представляет каков он есть. В представлении себя другим человек получает возможность увидеть себя не статичным и завершенным, а в развитии, что дает возможность планировать, размечать стратегию своего собственного развития. В фантазиях о себе человек часто реализует потребности и желания неосуществимые в реальной жизни. Герои художественных произведений являются по отношению к читателю являются Другими, поэтому культурные тексты являются источником, из которого черпаются образы других.
Общая гипотеза была сформулирована следующим образом: представление себя другим является одним из способов самопознания.
Полученные в результате экспериментального исследования данные позволяют нам сделать некоторые выводы.
1. В представлениях себя другим человек часто «примеривал» образы, жизни героев различных текстов, получивших распространение в этнокультуре. Это подтверждает нашу гипотезу о том, что культурные тексты являются источником, из которого черпаются образы других. Часть качеств персонажей, в роли которых представляли себя испытуемые, в последствии были увидены в себе, нашли отражение в самоописании. Это подтверждает предположение, что представляя себя другим, субъект познает себя.
2. В процессе представления себя другим испытуемые реализовывали часть из тех потребностей и желаний, которые они считали неосуществимыми в реальной жизни. Значит, в процессе представления себя другим человек часто реализует потребности и желания, принципиально неосуществимые в реальной жизни. В тоже время, он обнаруживает у себя те качества, которые могут помочь осуществить свои желания. Это подтверждает наше предположение о том, что представляя себя другим, реализующим неосуществимые желания, человек познает себя.
3. В процессе представления себя другим человек видит себя в перспективе. В представлениях себя другими прослеживалось сочетание реальных и желаемых качеств, часто показывались способы достижения подобного сочетания. Наша гипотеза о том, что с помощью представлений себя другим человек осуществляет самопроектирование, планирует собственное развитие, подтвердилась.
4. Мы обнаружили, что в представления себя другими испытуемые по-другому проявляли себя, в других модусах интерпретировали собственное существование. Это дало возможность респондентам увидеть себя в другом свете, в другом образе, обнаружить в себе другие качества. В результате это привело к расширению набора характеристик самоописания. Следовательно, мы подтвердили нашу гипотезу о том, что представляя себя другим, человек лучше представляет каков он есть.
Итак, представляя себя другим, человек лучше представляет каков он есть. Представляя себя другим, видит себя в развитии, способен планировать собственное развитие. Представляя себя другим, человек часто реализует потребности и желания, принципиально не осуществимые в реальной жизни, узнает какие собственные качества могут помочь добиться желаемого. Это дает нам основания заключить, что представление себя другим является одним из способов самопознания. Гипотеза нашего исследования доказана.
Полученные в результате нашего исследования данные позволяют лучше понять особенности самопознания в период взрослости. Полученная нами информация может быть использована в процессе консультирования по возрастным, личностным, экзистенциальным проблемам.
Приложение
Другое по теме:
Воспитание и потребность смысла жизни
Большие проблемы возникают в общении с ребенком, если воспитание стало единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Потребность смысла жизни, проанализированная польским психологом К. Обуховским, характеризует поведен ...
Возможно ли применение уловок и нелояльных приемов в ходе переговоров с
партнерами?
Применение уловок и нелояльных приемов в ходе переговоров с партнерами возможно, однако уловки и нелояльные приемы нарушают правила рационального диалога.
Уловки и нелояльные приемы свидетельствуют о том, что не каждым субъектом можно в ...
Экспериментальное изучение психологических трудностей в обучении учащихся 2
– х классов. Организационно-методическое обеспечение
исследования
С целью проверки гипотезы, сформулированной в начале исследования, была проведена опытно-экспериментальная работа. Базой для эксперимента стала МОУ «Гимназия № 1» г. Ульяновска. Экспериментальным был 2 класс в составе 10 человек. Работа п ...