Факторы, влияющие психологическую устойчивость личностиСтраница 5
Таблица 1. Состояния в ситуациях преодоления трудностей
Характеристики |
Мобилизация (уровень активности) | ||
Недостаточная |
Адекватная |
Избыточная | |
Отношение к ситуации, доминирующий мотив |
Эмоциональное неприятие цели без адекватной когнитивной оценки |
Согласованность эмоциональной и когнитивной оценки; стремление найти путь к цели |
Эмоциональный компонент отношения доминирует над когнитивным; часто принятие цели до адекватной когнитивной оценки; стремление достичь цели немедленно |
Ведущая характеристика состояния |
Вялость; пониженная активация |
Деятельное состояние; адекватная текущей ситуации активация |
Азарт; высокая активация и высокое напряжение |
Настроение |
Сниженное настроение, уныние |
Ровное настроение, бодрость |
Неровное настроение, беспокойство |
Энергетическая характеристика физиологических процессов |
Сниженное расходование энергии или трата ее на торможение |
Адекватное, устойчивое расходование энергии |
Избыточное расходование энергии |
Преобладающая фаза стресса |
Фаза истощения |
Фаза резистентности |
Фаза мобилизации (фаза тревоги) |
Поведение |
Пассивное (капитуляция) |
Активное организованное |
Активное дезорганизованное |
Вероятные последствия |
Апатия или депрессивное состояние, если жизненные обстоятельства не изменяются в лучшую сторону |
Сохранение или повышение психологической устойчивости, удовлетворенность самореализацией |
Переутомление или астеническое состояние, если жизненные обстоятельства не изменяются в лучшую сторону |
При столкновении с трудностями обычно наблюдаются два основных варианта реагирования: гиперстения, связанная с активной деятельностью (порой нецелесообразной, саморазрушающей), и гипостения. В большинстве случаев проявляется тенденция к динамике от гиперстенических состояний к гипостеническим. При недостаточной мобилизации наступление фазы истощения может быть ускорено, потому что предыдущие фазы либо очень быстротечны и недостаточно развернуты, либо протекают в идеальном плане без соответствующего деятельностного, поведенческого выражения.
Другое по теме:
Развитие психофизиологических функций в дошкольном периоде
развития
В дошкольном периоде развитие психофизиологических функций происходит одновременно по разным направлениям; их социализация носит множественный и разнокачественный характер. По соотношению двух основных параметров — произвольности и вербал ...
Результаты исследования
После обработки и интерпретации полученных с помощью этой методики
данных нам удалось определить уровень тревожности каждого ребенка, участвующего в исследовании. Общий индекс тревожности детей показан на гистограмме №1.
Гистограмма №1 ...
Описание выборки
Исследование проводилось на двух экспериментальных группах.
Первую группу составили сорок женщин в возрасте от 16 до 26 лет, не имеющие детей, которые были разбиты на четыре возрастные группы (16-18 лет, 19-20 лет, 21-23 года, 24-26 лет) ...