Факторы, влияющие психологическую устойчивость личности
Страница 4

Рассмотренные виды направленности (установки) различаются по степени ответственности, которую личность принимает на себя, – от­ветственность за свои поступки и свою жизнь в целом, за свою судьбу, за собственную индивидуальность, неповторимость, уникальность.

Принимать на себя ответственность означает воспринимать себя как активную, сознательно действующую силу своей собственной жизни, способную принимать решения и отвечать за их последствия. Ответственность тесно связана с внутренней независимостью – следо­ванию своим убеждениям и своей иерархии ценностей без пренебре­жения мнением и убеждениями других и без их простого принятия.[12]

Рассмотренные доминанты активности не являются альтернатив­ными, взаимоисключающими. Это опоры устойчивости личности, ко­торые вполне могут сочетаться друг с другом. Чаще одна из них зани­мает в сознании центральное место. Акцент на одной опоре может да­вать устойчивость, но это несовершенная устойчивость: она может быть крепкой и длительной, но может быть и чревата возможностью возникновения личностной дисгармонии.

Три перечисленные доминанты активности конструктивны как опоры психологической устойчивости, поскольку поддерживают го­товность принимать на себя ответственность за собственную актив­ность. Неконструктивной следует признать магическую направлен­ность сознания. Сочетание конструктивных видов направленности способствует гармонизации личности и тем самым укрепляет ее устой­чивость.

Все рассмотренные выше опоры психологической устойчивости – вера, магическая направленность сознания, три доминанты активности – перестают быть опорами, если акцент на одной из них становится излишне сильным. Вера в себя становится самоуверенностью, отгора­живает человека от других и неизбежно порождает внутриличностный конфликт. Фанатическая религиозная вера переводит всю активность в русло борьбы за чистоту веры, толкает к нетерпимости, ненависти к иноверцам (неверным), агрессивному поведению. Заострение магиче­ской направленности сознания, дошедшее до фиксации, вызывает на­вязчивое ожидание того или иного проявления неких сил «иного мира», взращивает страх перед потусторонним, парализует волю, бло­кирует любое проявление самостоятельности. Если саморазвитие ста­новится сверхценностью, человек начинает игнорировать другие сто­роны самореализации, забывает о том, что развитые личные качества должны быть для чего-то использованы, должны служить достижению значимых целей, продуктивной деятельности, приносить пользу обще­ству, каким-либо группам или отдельным людям. Увлеченность дея­тельностью перерастает в трудоголизм как вариант психологической зависимости – излишне сильной зависимости от успехов в деятельно­сти, а то и просто от возможности заниматься избранной деятельно­стью. Без нее жизнь теряет смысл. Просоциальная, альтруистическая интеракционная установка приводит к растворению в другом человеке и потере своего Я, манипулятивная интеракционная установка перехо­дит в патологическое влечение к власти, вызывающее дисгармонию или множество деструктивных изменений в личности.

Психологическая устойчивость как сопротивляемость

Достижение жизненных целей обычно связано с преодолением трудностей. Чем более крупные (социально значимые) цели ставит личность, тем больше она встречает трудностей. Здесь есть и положи­тельный момент: преодоление сопровождается интенсивными пережи­ваниями самореализации. На пути преодоления всегда встречаются ошибки и неудачи, разочарования и обиды, сопротивление других лю­дей, интересы которых затрагиваются или ограничиваются в связи с активностью субъекта. Чем меньше у личности ресурсов сохранения и восстановления душевного равновесия, оздоровления, поддержания устойчивости, тем более ограничены возможности достижения жиз­ненных целей. При возникновении трудной жизненной ситуации, вызывающей необходимость адаптивных перестроек, комплекс происходящих в ор­ганизме и личности изменений в наибольшей степени зависит от уровня личностной мобилизации. В систематизированном виде кар­тину изменений в организме и психике при столкновении с трудно­стями представим в виде таблицы (см. табл. 1).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Исследование обучения по формированию внимания у младших школьников
На основе предварительного эксперимента мы определили, что у детей недостаточно развиты устойчивость, концентрация, переключаемость и объем внимания. Для более высокого уровня развития этих свойств внимания проведены интегрированные занят ...

Самосознание женщины как показатель развития общества на определенном историческом этапе. Понятие самосознания личности
Анализируя ошибки гегелевской "Феноменологии духа", К.Маркс в числе основных отмечает, что для Гегеля субъект есть всегда сознание или самосознание [5, с.132]. Личность, субъект – это не "чистое сознание" (Канта и ка ...

Каковы основные типы совместных решений участников переговоров?
Типы совместных решений участников переговоров: 1. Компромисс. 2. Асимметричное решение. 3. Нахождение принципиально нового решения путем сотрудничества. ...