Процессы памяти
Страница 3

возникает в результате активного и сознательного намерения. У младших дошкольников непроизвольное воспроизведение – единственная форма работы памяти.

Можно привести пример: детям 3-х лет предъявляли серию картинок с просьбой их рассмотреть и другую серию с просьбой запомнить, большинство детей вели себя совершенно одинаково. Бросив на картинку беглый взгляд, ребенок тут же отводил его в сторону, просил взрослого показать другую картинку. Некоторые дети пытались рассуждать по поводу изображенных предметов, вспоминали случаи из прошлого опыта, связанные с картинками (Очки – здесь на глазки накладывают; Арбуз. Я вот с мамой и папой покупала арбуз большой, а сливы маленькие и т.п.). Однако никаких действий направленных на то, чтобы запомнить, у детей не наблюдалось.

Произвольные формы воспроизведения начинают складываться в среднем дошкольном возрасте и существенно совершенствуются у старших дошкольников. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным

воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли.

Можно привести пример: количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, исполняющего поручения купить в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.

Но иногда человеку не удается вспомнить то, что необходимо, и тогда приходится делать активные поиски, преодолевая определенные трудности. Такое воспроизведение называется припоминанием.

Припоминание

– наиболее активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее определенных волевых усилий. Процесс припоминания протекает успешно, когда забытый факт воспроизводится не изолированно, а в связи с другими фактами, событиями, обстоятельствами и действиями, сохранившимися в памяти. Припоминание не есть простое воспроизведение прошлых впечатлений. Знания, усвоенные ребенком в прошлом, при воспроизведении связываются с новыми знаниями, по-новому упорядочиваются, глубже осознаются. Большое влияние на акт воспроизведения оказывает уверенность в возможности припомнить [16]. Учитель должен помнить совет К.Д. Ушинского – не подсказывать нетерпеливо ученику, старающемуся припомнить материал, так как полезен сам процесс припоминания – то, что удалось припомнить самому ученику, будет в дальнейшем помниться хорошо [12].

Страницы: 1 2 3 

Другое по теме:

Рисуночный тест «Деловые ситуации» Н.Г. Хитровой
Тест является модификацией ассоциативно - рисуночного теста Розенцвейга. Автор создала типологию реакций на фрустрацию, которая положена в основу оценки эмоционального поведения личности в напряженных условиях, в ситуации принятия решения ...

Ход и результаты исследования
Применяя избранные методики к контингенту испытуемых, мы построили свое исследование как диагностическое. Контингент испытуемых включает подростков, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних Краснооктябрьского и Дзержин ...

Проблема изучения детской одаренности. Сущность основных понятий одаренности
Итак, индивидуальные различия наиболее явно выступают в разной восприимчивости к учению и в творческих проявлениях детей. При этом важно учитывать не только сами особенности ребенка, но их преимущества для роста способностей. Когда такого ...