Опытно-экспериментальное изучение проблемы тренингов общения с младшими школьниками как средства коррекции школьной дезадаптации. Особенности проявления школьной тревожности у детей младшего школьно
Страница 1

Материалы » Тренинги общения с младшими школьниками как средство школьной дезадаптации » Опытно-экспериментальное изучение проблемы тренингов общения с младшими школьниками как средства коррекции школьной дезадаптации. Особенности проявления школьной тревожности у детей младшего школьно

Проблема тревожности как относительно устойчивого личностного образования сравнительно редко встает в чистом виде. Обычно она включается в контекст широкого круга вопросов: слабой или неровной, «скачущей» успеваемости ученика (особенно в тех случаях, когда он пишет контрольные работы хуже классных или домашних, и отвечает у доски гораздо слабее, чем с места), повышенной утомляемости при отсутствии для этого объективных медицинских показаний, конфликт со сверстниками и т.д. Основные причины возникновения тревожности в младшем школьном возрасте:

1. неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями;

2. следствие симбиотических отношений ребенка с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится;

3. тревожность может вызываться боязнью не справиться, сделать не так, как нужно. Она может порождаться страхом отступления от норм и правил, устанавливаемых взрослыми;

4. повышенная эмоциональная чувствительность;

5. потрясениями и испугами, заостряющими эмоциональность, или передачей тревоги и беспокойства со стороны родителей,

6. неразрешимостью какой – либо жизненно-важной для ребенка ситуации;

7. блокированием его насущных интересов, потребностей , влечений;

8. отсутствием внутреннего единства, неуверенностью в своих силах и возможностях, нерешительностью,

9. заостренным чувством вины, Кроме того, в деятельности родителей и педагогов выделяют некоторые психотравмирующие для ребенка моменты, которые могут способствовать формированию основы для тревожной настороженности

10. Неблагоприятная оценка уровня какого-либо действия ребенка;

11. При высказывании ребенку неблагоприятной оценки его деятельности расширяется объем того, что подвергается этой оценке: при этом переходят на личность ребенка;

12. Эмоциональная окраска оценивающего высказывания, которая выражается в укоряющих, наказывающих интонациях;

13. Сравнение ребенка с кем-то другим, кто ему противопоставляется как пример, как образец.

Иногда в основе формирования тревожности лежит боязнь идти в школу, страх опросов, боязнь сделать ошибку и т.д. Такие симптомы лежат в основе школьной тревожности. Школьная тревожность - это легкий вид тревожности, ее имеют около 60% детей. Многие учащиеся перед экзаменами теряют сон, аппетит, у них увеличивается двигательная активность, частота пульса, потоотделение, проявляются многочисленные признаки нарушения регуляции вегетативной нервной системы. Но отрицательные переживания, связанные со школой, могут быть выражены значительно серьезнее, может развиться школьный невроз.

Многие психологи (Рогов Е.И., Прихожан А.М., и другие) считают, что тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.

Поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.

Для определения степени тревожности у детей я выбрала диагностику по шкале тревожности Сириса и непосредственное наблюдение за поведением ребёнка на уроке.

В результате проведённого эксперимента было выявлено шестеро детей со средним уровнем тревожности и два ребёнка с высоким уровнем тревожности.

По шкале Сириса [приложение 1] :

Туманов-Замураев Данил - 28 баллов; Стеценко Аня - 21 балл; Кочеров Миша - 24 балла; Шумских Артём - 31 балл; Лоскутникова Аня - 25 баллов; Григорьева Таня - 33 балла.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Исследование типов темперамента и уровня развития памяти у детей. Организация и методы исследования
Для подтверждения гипотезы было проведено опытно- педагогическое исследование в период прохождения государственной практики на базе МОУ СОШ №7 г. Заринска во 2-ом классе. В исследовании принимали участие 10учащихся. Работа проходила в 2 э ...

Результаты исследования особенностей морального поведения
В соответствии с проблемой исследования, целями, задачами, гипотезой, объектом, предметом, а также предложенным комплексом психодиагностических методик на первом этапе исследования мы провели изучение особенностей морально-нравственного с ...

Методика для психологической диагностики МПЗ (индекс жизненного стиля – LSI).
В области защитных механизмов первостепенную роль изначально отводили проективным методам исследования. При этом наиболее серьезное изучение возможностей измерения проводилось с помощью методики Роршаха. Однако, учитывая, что с помощью пр ...