Результаты исследования и их анализСтраница 3
Мотивы целевого блока выражены в несколько меньшей степени. Были получены следующие ответы: «тяжелая работа меня не пугает, потому что награда того стоит» (процесс удовлетворения потребностей), «хочу иметь возможность для солидных покупок (машины, к.-л. бытовой техники)», «мужчина должен работать и содержать семью» (потребностная цель).
Мотивы блока внутреннего фильтра выражены у испытуемых меньше всего. Среди них участниками исследования назывались следующие: «терпение и труд всё перетрут» (декларируемый нравственный контроль), «работа позволяет сохранять физическую форму» (предпочтение по внешним признакам), «нравиться, когда занят нужным делом» (предпочтение по внутренним признакам), «нравиться ощущение от хорошо выполненной работы» (оценка эмоциональных состояний), «я вполне на это способен» (оценка своих возможностей); «работа мастера хоть и более ответственная, но условия лучше» (оценка условий), «друзья помогут в трудную минуту», «смогу обеспечить семью необходимым» (прогнозирование последствий).
Обратим внимание на то, что у всех испытуемых отмечается более или менее значительный перекос в сторону какой-то одной группы мотивов. Таким образом, можем утверждать, что на данной выборке в 100% случаев проявилась фрагментарная представленность в сознании мотивов профессиональной деятельности. Мешает осознанию всех компонентов мотива ряд обстоятельств: отказ субъекта по ряду причин, в том числе и нравственных, заниматься самоанализом своего поведения (нежелание выглядеть в собственных глазах плохим); «обслуживание» одной и той же целью сразу нескольких потребностей или достижение одновременно нескольких целей при удовлетворении одной потребности и т. д. Поэтому, отвечая на вопросы о причинах действия и поступков, субъекты чаще всего ограничиваются обозначением лишь одного из компонентов, входящих в структуру.
Отметим теперь, какие факторы определяют отмеченную фрагментарность. В табл. 5 и на рис. 4 представлены результаты методики «Выявления осознанности различных компонентов мотива» в зависимости от должности:
Таблица 5
Представленность в сознании шахтёров разных должностей мотивов профессиональной деятельности
Группа испытуемых |
ВО |
Потребностный блок |
Блок внутреннего фильтра |
Целевой блок | ||||||||||
П |
Д |
Мус |
Предпочтения |
Нк |
Пп |
Оу |
Ов |
Ос |
Цп |
П удп | ||||
Внеш. |
Внутр. | |||||||||||||
Подземные рабочие |
Кол-во |
217 |
45 |
135 |
52 |
1 |
8 |
4 |
1 |
8 |
0 |
0 |
45 |
73 |
232 |
22 |
118 | ||||||||||||
Управленцы |
Кол-во |
139 |
44 |
66 |
20 |
6 |
13 |
7 |
24 |
21 |
9 |
10 |
55 |
65 |
130 |
90 |
120 | ||||||||||||
Итого |
356 |
89 |
201 |
72 |
7 |
21 |
11 |
25 |
29 |
9 |
10 |
100 |
138 |
Другое по теме:
Психологические особенности учения взрослых
Изменения в общественной жизни происходят постоянно, а значит, человеку систематически нужно учиться и переучиваться самим Обучение же взрослых имеет целый ряд особенностей…
Самое общее определение взрослого человека было дано специалист ...
Взгляды Иоанна Дамаскина на познавательную сферу человека
Рассмотрим сначала взгляды Иоанна Дамаскина на познавательные процессы (силы), придерживаясь этой классификации. Вообще, познавательным процессам уделяется достаточно много внимания, и это не случайно, потому что именно познание является ...
P5 – потребность
в совместном решении материальных проблем
Есть вещи важнее денег, но без денег эти вещи не купить.
/ Проспер Мериме /
Некоторые посчитают неправомерным включение в формулу потребности, связанной с решением материальных проблем, обвинив меня в предложении покупать любовь. Но в с ...