Диагностическое исследование
социально-психологических факторов правонарушений несовершеннолетних. Методические
основы диагностического исследованияСтраница 1
Для оценки социально-психологического статуса подростка, мы использовали модифицированный метод «20 позиций Куна».[18]
Метод 20 позиций Куна применим как в групповом, так и в индивидуальном порядке. Применение метода 20 позиций предпочтительно потому, что:
- Он является проективным методом, способным во многом снивелировать влияние многих защитных механизмов;
- Возможно получение комплексной психологической информации, касающейся основных аспектов социальной ориентации у подростков этой возрастной категории;
Методика «20 позиций» относится к классу проективных методов исследования личности и характеризуется интегративным подходом к ее оценке. Внимание исследователя при работе с данной методикой фокусируется на общей картине социально-психологического статуса личности и степени ее социальной адаптации, а не на измерении отдельных ее свойств.
Применение методики в практике отечественных исследований связывается с выяснением общих установок личности, ее ценностных образований. В предлагаемой модификации методики С.А. Беличевой, интерпретация данных проводится с помощью шкалы Гутмана с использованием методов контент-анализа, а также представлений о построении психосемантического пространства сознания.
Испытуемым предлагают ответить на вопрос «Кто я? Какой я?» за 12 минут.
Получение количественной оценки по данной методике можно проводить следующим образом:
1. Любой вид рефлексивной продукции отмечается в качестве отдельного предъявления, например, - «я любящая дочь, интересующаяся музыкой» 1 - любящая, 2 - дочь, 3 - интересующаяся музыкой. Подобная оценка предъявлений, классификация должна быть проведена по всему тексту. Подсчитывается общий объем рефлексивных предъявлений, который затем распределяется по уровням значимости, в каждый из которых входит по пять рефлексивных предъявлений, независимо от его содержательной направленности. Первые два уровня считаются наиболее информативными с точки зрения актуализированности их в сознании субъекта.
Общий объем рефлексивной продукции характеризует сформированность рефлексивной функции у подростков, как основного социально-психологического новообразования этого возраста. В среднем, для подростков 14-16 лет общее количество рефлексивных предъявлений по этой методике составляет от 16 до 20 позиций и зависит не только от сформированности рефлексивной функции, но и от социокультурных представлений. Практика работы с данной методикой показывает, что подростки, способные в указанное время представить 20 и более предъявлений, обладают большим объемом рефлексивной деятельности. Объем в 10 и менее позиций считается недостаточным, а менее 5 предъявлений, как правило, свидетельствует о возможных явлениях средовой или личностной дезадаптации у подростков.
После распределения всех рефлексивных категорий по уровням значимости и определения общего объема происходит количественно-качественный анализ их содержания с целью отнесения к основным компонентам личностной структуры.
В отечественной психологии методы референтометрии применяются для выяснения значимости для каждого члена группы его товарищей по сообществу. В основе указанных методов референтометрии лежит гипотеза сравнительного представления личности о собственном статусе со статусом других членов группы. Таким образом, получив репертуар референтных групп, можно с определенной долей вероятности определить сферу общения индивида, получить представление о проблемах, существующих в ней, и, соответственно, степень социальной адаптации.
Другое по теме:
Анализ деятельности учреждений социально-культурной сферы с подростками
отклоняющегося поведения.
В настоящее время с повышением криминальной активности. Которая обостряется по мере ухудшения экономической ситуации в стране, особо актуальной становится деятельность учреждений социально-культурной сферы.
Заглянем немного назад, когда ...
Дайте характеристику истории и современных тенденций зарубежной конфликтологии.
Конфликт как социальное явление впервые был сформулирован в работе Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов»
(1776 год).
В ней высказана мысль, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономичес ...
Истоки психодиагностики
Необходимость испытывать и оценивать индивидуально-психологические особенности людей для решения разнообразных практических задач была понята очень давно, на заре истории человечества. Так, еще в третьем тысячелетии до нашей эры в Древнем ...