Культурно-историческая концепция развития психики
Л.С. Выготский показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции составляют высший уровень психики человека – сознание. Они формируются в ходе социальных взаимодействий. При этом под высшими психическими функциями подразумеваются: произвольная помять, произвольное внимание, логическое мышление и др.
В концепции Выготского можно выделить три составные части.
1. "Человек и природа".
Ее основное содержание можно сформулировать в виде двух тезисов:
1-й тезис: при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений человека со средой. На протяжении существования всего животного мира среда действовала на животное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. С появлением человека – человек действует на природу и видоизменяет ее.
2-й тезис объясняет существование механизмов изменения природы со стороны человека. Этот механизм заключается в создании орудий труда, в развитии материального производства.
II. "Человек и его собственная психика".
Содержит два положения:
1. Овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под высшими психическими функциями Л.С. Выготский понимал способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо предмет, организовать свою умственную деятельность.
2. Человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных – психологических. Эти психологические орудия он называл знаками.
Знаками Выготский называл искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами. Знаки были предметны, - "узелок на память" или зарубка на дереве тоже выступают как знак, как средство, с помощью которого овладевают памятью.
Знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, т.е. выступали в качестве психологических орудий.
III. "Генетические аспекты".
Труд создал человека. В процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Вполне вероятно, что первыми словами были слова-приказы. Человек, услышав определенное сочетание звуков, выполнял ту или иную операцию. Но позднее, в процессе деятельности, человек стал обращать команды не на какого-нибудь, а на себя. В результате внешнекомандной функции слова родилась его организующая функция. Так человек научился управлять поведением.
Следовательно, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека.
Можно полагать, что сначала функции человека приказывающего и человека, исполняющего эти приказы, были разделены и весь процесс был интерпсихологическим, т.е. межличностным. Затем эти отношения превратились в отношения с самим собой, т.е. в интрапсихологические. Этот процесс Выготский назвал интериоризацией. В ходе интериоризации происходит превращение внешних средств знаков во внутренние.
В онтогенезе, по мнению Выготского, наблюдается принципиально то-же самое. Сначала взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Потом ребенок принимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого. И наконец ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.
Таким образом, в концепции Выготского можно выделить два фундаментальных положения.
1. Высшие психические функции имеют опосредованную структуру.
2. Для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков.
Человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, - он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.
Следовательно, высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных, но своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.
Другое по теме:
Готовность ребенка к обучению и адаптации в школе.
Готовность к школе. Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его, учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее несет отв ...
P1 – потребность
в сексуальном общении
Половой акт – это еще не повод для знакомства.
Интерес к сексу у сильной половины человечества пробуждается в 12–14 лет, после чего растет и достигает пика в 17–19 лет. Это так называемый период юношеской гиперсексуальности. Стабильное п ...
Охарактеризуйте основные структурные элементы конфликта.
Конфликты различают и по их значению для организации, а также способу их разрешения.
Различают конструктивные и деструктивные конфликты.
Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, п ...