Физиологические основы психики человека
Страница 1

Материалы » Концепции развития психики » Физиологические основы психики человека

1. Строение нервной системы человека.

Нервная система человека состоит из двух разделов: центрального и периферического.

Ц.Н.С. состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг состоит из переднего, среднего и заднего мозга. В этих отделах Ц.Н.С. выделяются структуры, имеющие отношение к функционированию психики человека: таламус, гипоталамус, мост, мозжечок, продолговатый мозг.

Кора головного мозга совместно с подкорковыми структурами, входящими в передний мозг, определяет особенности функционирования сознания и мышления человека.

Связь Ц.Н.С. со всеми органами и тканями организма обеспечивают нервы, которые выходят из головного и спинного мозга.

Нервы, которые проводят сигналы из внешнего мира и структур организма – афферентные. Нервы, которые проводят сигналы из Ц.Н.С. к периферии – эфферентные.

Сама Ц.Н.С. представляет собой скопление нервных клеток – нейронов. Места соединения одного нейрона с другим называют синапсами.

Большинство нейронов специфические, т.е. выполняют определенную функцию. Нейроны могут быть сенсорными, двигательными локальной сети.

2. Понятие анализатора.

На периферии аксоны (самые длинные отростки нейронов) соединяются с миниатюрными органическими устройствами, предназначенными для восприятия различных видов энергии и преобразования ее в энергию нервного импульса. Эти органические устройства называются рецепторами. Они расположены по всему организму человека.

Анализатор – относительно автономная органическая структура, обеспечивающая переработку специфической сенсорной информации и прохождение ее на всех уровнях, включая Ц.Н.С. Каждый анализатор состоит из трех структурных элементов: рецепторов, нервных волокон и соответствующих отделов Ц.Н.С.

Информация от одинаковых рецепторов поступает только в определенную область коры головного мозга.

Информация, полученная рецепторами, передается по нервным волокнам в скопление специфических ядер таламуса и через них афферентный импульс попадает в первичные проекционные зоны коры головного мозга. Эти зоны – конечные корковые структуры анализатора.

Первичные проективные зоны анализаторов иногда называют сенсорными зонами, потому что они связаны с формированием определенного типа ощущений.

3. Теория условно-рефлекторного научения И.П. Павлова.

К числу важнейших законов и принципов, открытых Павловым, прежде всего следует отнести принцип замыкания условных нервных связей. Он заключается в следующем. Если при достаточном возбуждении участка коры под влиянием раздражителя, вызывающего врожденную реакцию (безусловный рефлекс), в другом участке коры создается возбуждение действием раздражителя, который сам по себе не вызывает определенного безусловного рефлекса, т.е. является нейтральным, то это второе возбуждение вступает в связь с первым.

В результате при многократном повторении нейтральный раздражитель будет самостоятельно вызывать ту же реакцию, которую до этого вызывал безусловный раздражитель. Бывший нейтральный раздражитель превращается в условный, а вызванный им рефлекс становится условным рефлексом. Следовательно, в результате многократного повторения происходит замыкание новой нервной связи.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Особенности психических процессов у людей, имеющих экстрасенсорные способности
Для того, чтобы формировать в себе экстрасенсорные способности, каждый человек должен уметь управлять своими психическими процессами. Именно это может дать каждому «магическую» силу, способность контролировать и понимать окружающий мир и, ...

Психология масс. Особые психологические механизмы существования действующей толпы — паника и слухи
Паника - это состояние сильного смятения, растерянности и страха, глубоко охватившее человека или группу людей при действительной или мнимой опасности, или как реакция массового страха, возникающая в результате действительной или вообража ...

Особенности деятельности детей с ЗПР
Согласно современным представлениям, любая психическая деятельность имеет строго определенную структуру: она начинается с фазы мотивов, намерений, замыслов, которые затем превращаются в определенную программу деятельности, включающую «обр ...