Физиологические основы психики человекаСтраница 3
Эта теория говорит о том, что психические и физиологические процессы играют важную роль в регуляции поведения. Более того, поведение в принципе невозможного без одновременного участия психических и физиологических процессов.
6. Учение Н.А. Бернштейна об участии психики в регуляции движений.
Схема осуществления механизмов движения была названа Бернштейном схемой рефлекторного кольца. Эта схема основана на принципе сенсорных коррекций и является его дальнейшим развитием.
Из моторного центра в мышцу поступают эффекторные команды. От рабочей точки мышцы идут афферентные сигналы обратной связи в сенсорный центр. В Ц.Н.С. происходит переработка поступившей информации, т.е. перешифровка ее в моторные сигналы коррекции, после чего сигналы вновь поступают в мышцу. Получается кольцевой процесс управления.
С наличием большего количества элементов рефлекторное кольцо функционирует следующим образом. В программе записаны последовательные этапы сложного движения. В каждый конкретный момент отрабатывается какой-то частичный элемент, соответствующая программа запускается в задающий прибор. Из задающего прибора сигналы поступают на прибор сличения. На тот же блок от рецептора приходят сигналы обратной связи, сообщающие о состоянии рабочей точки. В приборе сличения эти сигналы сравниваются, и на выходе из него получаются сигналы рассогласования между требуемым и фактическим положением вещей. Далее они попадают на блок перешифровки, оттуда выходят сигналы коррекции, которые через промежуточные инстанции попадают на эффектор.
Помимо рефлекторного кольца Берштейн выдвинул идею об уровневом построении движений. В зависимости от того, какую информацию несут сигналы обратной связи, афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях. Так были выделены уровни спинного и продолговатого мозга, уровень подкорковых центров, уровень коры. Каждому уровню соответствует свой класс движений.
Уровень А – филогенетический самый древний не имеет самостоятельного значения. Отвечает за тонус мышц. На этот уровень поступает информация о степени напряжения мышц и информация от органов равновесия.
Уровень В – уровень синергий. Замкнут на пространство тела. Берет на себя задачу внутренней координации сложных двигательных ансамблей. Собственные движения: потягивание, мимика.
Уровень С – уровень пространственного поля. Поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, т.е. информация о внешнем пространстве.
К движениям данного уровня относятся все переместительные движения.
Уровень Д – уровень предметных действий. Отвечает за организацию действий с предметами. Движения представлены как действия. В них не фиксирован двигательный состав, а задан лишь конкретный результат.
Уровень Е – уровень интеллектуальных двигательных актов. Речевые движения, движения письма, движения символической или кодированной речи. Движения определяются вербальным смыслом.
Рассматривая построение движений Берштейн делает выводы:
1. В организации движений участвуют, как правило сразу несколько уровней.
2. Одно и тоже движение может строиться на разных ведущих уровнях.
Другое по теме:
Формула
Существует два способа воздействовать на людей: способ понравиться и способ убедить.
/ Блез Паскаль /
В предыдущих главах достаточно коротко, но я думаю, понятно изложена теория, связанная с волнующим нас вопросом. Теория, которая позво ...
Влияние отметки на психологию младшего школьника
Психологи А.Ф. Ануфриев и С.Н. Костромина выделили ряд трудностей в обучении младшего школьника и возможные психологические причины данных трудностей:
Примерно 20% детей из всего класса могут пропускать буквы в письменных работах. Это яв ...
Понятие о карьерных ориентациях личности
Одним из важнейших аспектов профессионального развития личности, а также ее самореализации является сознательное планирование карьеры.
Чаще всего, при изучении успешной карьеры объектом исследования становятся руководители. Американские ...