Условия и причины возникновения отклонений в поведении подростков.Страница 5
Таким образом, когда семья и школа перестает оказывать влияние, в результате подростки перестают усваивать моральные ценности неформальных групп. Эти группы, в конечном счете, играют основную роль в формировании личности несовершеннолетнего, выступая в качестве предпочитаемой среды общения.
Все эти факторы, которые носят субъективный характер, ведут к значительному росту десоциализации детей, которая проявляется в утрате социальных связей с семьей, школой, отчуждении от труда, увеличении роста подростковой наркотизации и алкоголизации общества.
Наряду с причинами социального характера возникновения отклонений в поведении подростков, существуют причины, которые носят субъективный характер и которые непосредственно связаны с кризисными явлениями в подростковом возрасте. К таким причинам относятся психологические предпосылки трудновоспитуемости.
Из всех переживаемых ребенком кризисных периодов, наиболее трудными является кризис подросткового возраста.
В этот период от детства к взрослости происходят серьезные изменения как в организме, психике ребенка, так и в характере взаимоотношений подростка с окружающими.
Поэтому не случайно, что подростковому возрасту посвящено наибольшее количество работ и публикаций в области медицины, психологии педагогики. Среди них работы А.С. Выготского «Педагогика подростка», А.П.Краковского «О подростках», Д.Б.Элькомина «Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников». Нельзя не отметить и зарубежных исследователей этого периода – это Э.Шпрангер «Психология юношеского возраста», Ш.Бюллер и многие другие.
К психофизиологическим предпосылкам трудновоспитуемости можно отнести следующие, изменения, происходящие в психике и взаимоотношениях подростка[2]:
1. Ускоренное и неравномерное развитие подростка в период полового созревания:
· неравномерность развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, отягощающая психическое и физическое состояние подростка;
· «гормональная буря», вызванная повышенной активностью эндокринной системы в период полового созревания и проявляющегося в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, непредсказуемости настроений подростка;
2. Изменения в характере взаимоотношений с взрослыми, родителями, учителями, выражающиеся в повышенной конфликтности подростка, что объясняется следующими причинами:
n так называемый конфликт «моралей», когда мораль подчинения, заменяется моралью равенства;
n чувство взрослости, реакция эмансипации, высвобождения от влияния взрослого;
n повышенная критичность по отношению к взрослым при одновременно внимании к мнению сверстников.
3. Изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, как с представителями своего, так и противоположного пола:
* активное формирование потребности общения со сверстниками обостряем стремление к самоутверждению, что в определенных неблагоприятных условиях может проявляться в различных формах асоциального поведения;
* половое созревание, протекающее в подростковом возрасте, вызывает весьма серьезные проблемы в сфере взаимоотношения полов в этот период, что также может служить толчком к асоциальным проявлениям.
Важно учесть, что кризисность подросткового возраста может быть преодолена при условии, если учебно-воспитательный процесс, воспитательные условия взрослых будут строиться с учетом психофизиологических закономерностей, тех сложных изменений, которые переживает подросток.
Другое по теме:
Основные мотивы символдрамы для детей и подростков. Мотив Луг
Мотив луга имеет очень широкое символическое значение. В работе с детьми и подростками он используется как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса, после представления которого можно попросить представить ручей, гору, дом и т. ...
Исследование эффективности использования отдельных видов психологических
защит
Метод исследования: наблюдение
Срок наблюдения: лето 2010 года
Место наблюдения: ИКЦ ККП г. Пермь
Контингент: посетители, руководитель
Защита
Пример
Степень эффективности
· Всемогущий контроль.
Например, в следующей сит ...
Социальное положение пожилых людей
Неприязненное отношение к пожилым закрепляется на последующих этапах развития общества вследствие противоречивости общественного бытия. Усиление классовых антагонизмов привели к тому, что наряду с формированием общечеловеческой гуманистич ...