Особенности развития творческих способностей
Страница 1

Материалы » Проблема способностей и одаренности у детей » Особенности развития творческих способностей

Изобразительное творчество дошкольников – это процесс создания субъективно нового (для ребенка) продукта (рисунок, скульптурное изображение, аппликация), в которой малыш вкладывает свои знания, представления, эмоциональное отношение к изображению, применив усвоенные на занятиях под руководством педагога или найденное им самим средство.

Положительное эмоциональное состояние ребенка на занятиях – обязательное условие для развития его творчества.

Детям не безразлично, как относятся к результату их творческой деятельности родители, воспитатели, сверстники. Они стараются вызвать интерес окружающих к изображенному, стремятся показать свою работу.

Интенсивное изучение творческих способностей осуществляется с конца 50-х годов 20 века. Поиски какого-то единого показателя не дали положительных результатов. Выяснилось, что творческие способности во многом зависят от того материала, на основе которого составлено задание. Например, ребенок может достаточно легко и продуктивно фантазировать, комбинируя элементы зрительного образа, однако с трудом составлять слова из букв. Или, если он легко составляет слова из букв, то может с большим трудом придумывать целостные фразы. Эти данные подтвердились и в других исследованиях, когда не было обнаружено связи между способностью к фантазированию на основе зрительного образа и способности к составлению слов. Способность к составлению слов оказалась не связана со способностью придумывать фразы. Также обнаружилось отсутствие связи между способностью к обобщению и способностью к смысловой аналогии.

Отсутствие связей можно объяснить только тем, что каждая мыслительная способность формируется автономно, на специфическом учебном материале и имеет свои психические механизмы развития. Другое исследование показало определенную этапность формирования творческих мыслительных способностей. К примеру, раньше других формируются способности, связанные с творчеством на основе зрительного представления. Это задание доступно уже пятилетним детям. Показателями творческих способностей здесь могут служить: оригинальность рисунков, количество идей, длительность и смысловая завершенность сюжета. К шести годам формируется способность к обобщениям и классификациям. Способность же к аналогиям формируется только к девяти-десяти годам. Среди речевых способностей раньше других формируется способность к словообразованию (7-8 лет), а способность к образованию фраз по заданным свойствам складывается только к 10-11 годам.

Творчески одаренный ребенок обычно рано распознается родителями

и часто характеризуется как «странный». Неистребимая жажда познания и неистощимое любопытство таких людей нередко раздражает взрослых и вгоняет в краску более социально приспособленных детей. Чем более энергично и нетрадиционно поведение ребенка, тем более вероятно, что родители и другие члены семьи будут его одергивать и ограничивать.

Творчески одаренный ребенок часто вынужден противостоять значительной социальной группе, неприемлющей отклонений. И учителя и родители стремятся к формированию «разносторонней» личности, но некоторые творчески одаренные дети склонны настолько увлекаться своими особыми интересами и способностями, что поведение их действительно эксцентрично. Многие творчески одаренные, талантливые взрослые, немало сделавшие для науки и искусства, увлекались своей очень узкой сферой познания или творчества и вряд ли могли быть названы разносторонними личностями. Возможно, родители и учителя преувеличивают значение разносторонности применительно к творчески одаренным детям. Бремя приспособления ложится прежде всего на одаренного ребенка, а не разделяется социальной группой к которой ребенок принадлежит.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Результаты и их анализ
Исследование проводилось в четыре этапа. На первом этапе нами был проведён анализ и рассчитаны процентные данные анкетирования. На втором этапе были проанализированы результаты рисуночного теста «Мой малыш», которые затем были сопоставлен ...

Вопросы студентам
1. Как вы считаете, почему необходимо изучать проблему женского лидерства? 2. Какие роли выполняет женщина в жизни? 3. Как вы думаете, может ли женщина успешно совмещать роли жены, матери, руководителя фирмы? 4. Насколько изучена в нас ...

Тест копирования бессмысленных слогов
Это могут быть бессмысленные слоги, написанные каллигра­фическим почерком. Один набор слогов из приведенных пяти предъявляется ребенку на специальной карточке. «Посмотри, говорит проверяющий, - тут что-то написано. Ты еще не умеешь писать ...