Теоретическое исследование темперамента младших школьников и уровня развития памяти. Темперамент. Теории, виды
Страница 3

Материалы » Взаимосвязь темперамента и уровня развития памяти младших школьников » Теоретическое исследование темперамента младших школьников и уровня развития памяти. Темперамент. Теории, виды

7) Рефлективность. Индивид задумчив, рефлексивен, склонен к философствованию и мечтательности, самоанализу и анализу других, любознателен.

8) Депрессия. Эмоционально и физически подавлен, пребывает в постоянном страхе и тревоге, настроения изменчивы, проявляет упрямство.

9) Эмоциональность. Индивид с легко возбудимыми эмоциями, которые, раз возникнув, сохраняются надолго, хотя поверхностны и инфантильны. Сдвижные или откатные металлические ворота ООО Металлические системы.

10) Сдержанность. Индивид сдержан, хорошо владеет собой, скорее серьезен, чем беззаботен, обладает чувством ответственности.

11) Беспристрастность. Индивид объективно и реалистично подходит к проблемам, чуток к изменениям в отношении окружающих, способен забывать о себе, не склонен к подозрительности, очень впечатлителен.

12) Доброжелательность. Индивид приветлив, мягок в обращении, не обнаруживает враждебности, не склонен унижать других, не проявляет агрессивности.

13) Терпимость (кооперативность). Индивид не проявляет склонности к критике, доверчив, обращен к другим больше, чем к себе.

Почти все исследователи темперамента, в том числе и сторонники факторного анализа, согласны в том, что темперамент включает в себя относительно устойчивые свойства, мало изменяющиеся под влиянием средовых воздействий. В таком случае вряд ли можно согласиться с утверждением, что все выделяемые названными авторами факторы входят в структуру темперамента. Это относится, например, к таким факторам, как доминантность, беспристрастность или терпимость, как их понимает Дж. Гилфорд. Нельзя согласиться с тем, что эти факторы не подвержены внешним влияниям. Как известно, они почти полностью являются результатом общественного воздействия на индивида, и, прежде всего, воспитательной работы.

Другим часто подчеркиваемым недостатком факторных концепций является статичная трактовка человека, сводящаяся в принципе к чистому описанию. В отличие от динамических концепций личности в факторных теориях темперамента ничего не говорится о развитии и формировании свойств темперамента, о влиянии одного из них на формирование других или об их роли в поведении и действиях людей. В них также ничего не говорится об основных механизмах, лежащих в основе выделенных факторов. Таким образом, не выясняя причинно-следственных отношений, эти теории не раскрывают сущности темперамента. Концепцией, дающей описание принципиальных физиологических механизмов темперамента, является функциональная типология высшей нервной деятельности, разработанная И. П. Павловым [23, с.48].

III Физиологическая теория

И. П. Павлов, изучая работу больших полушарий головного мозга, установил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темпераментов изменяются типологические различия силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. [9, с.175]. Сила процесса возбуждения, в которой Павлов видел наиболее важную характеристику нервной системы, отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется, прежде всего, в функциональной выносливости, то есть в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя в состояние охранительного торможения. Мерой силы процесса возбуждения является способ реагирования на сильные, продолжительные или часто повторяющиеся раздражители.

Сила процесса торможения, выполняющая в типологии Павлова скорее второстепенную роль, понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения, причем речь идет об условном, выработанном в результате обучения, торможении, в отличие от безусловного торможения.

Говоря об уравновешенности нервных процессов, Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.

Позднее других было открыто третье свойство нервной системы, каковым, по Павлову, является подвижность нервных процессов. Сущность подвижности, считал он, состоит в быстроте перехода одного нервного процесса в другой, оба процесса должны, так сказать, поспевать за этими колебаниями, т. е. должны обладать высокой подвижностью, способностью быстро, по требованию внешних условий, уступать место, давать преимущество одному раздражению перед другим.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Анализ основных проблем развития креативности
Наша жизнь связана с множеством правил и законов. Часть из них (например, чистка зубов по утрам, правила этикета, дорога от дома до работы или до учебы, постоянный распорядок дня и многое другое) выполняется автоматически и рефлекторно. Ш ...

Ознакомление с основными направлениями работы психолога
Отчет о прохождении практики Практика является органической частью учебного процесса и обеспечивает соединение теоретической подготовки с практической деятельностью в психологических службах различных учреждений и предприятий. Содержание ...

Развитие психики в филогенезе
Психика – это свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Сущ ...