Теоретическое исследование темперамента младших школьников и уровня развития памяти. Темперамент. Теории, виды
Страница 2

Материалы » Взаимосвязь темперамента и уровня развития памяти младших школьников » Теоретическое исследование темперамента младших школьников и уровня развития памяти. Темперамент. Теории, виды

2) Мезоморфный тип. У мезоморфного типа хорошо развита мускульная система (из мезодермы образуется мышечная ткань). Стройное и крепкое тело, являющееся противоположностью мешковатому и дряблому телу эндоморфа. Большая физическая устойчивость и сила.

3) Эктоморфный тип. Организм хрупок и тонок, грудная клетка уплощена. Относительно слабое развитие внутренних органов и телосложения. Конечности длинные, тонкие, со слабой мускулатурой. Нервная система и чувства относительно плохо защищены.

Если отдельные параметры имеют одинаковую интенсивность, Шелдон относит данного индивида к смешанному (среднему) типу.

Основной упрек в адрес абсолютно всех конституциональных типологий сводится к тому, что они недооценивают, а иногда просто игнорируют роль среды и социальных условий в формировании психических свойств индивида.

Необоснованным является часто встречающееся в конституциональных типологиях утверждение, будто здоровые люди носят в себе зародыш психических заболеваний, имеют определенную предрасположенность к ним [23, с.36].

II Факторные теории темперамента

Связь между свойствами темперамента и организма можно объяснить, обращаясь не к строению морфологической структуры организма, а на функциональной, факторной основе.

Здесь заслуживает внимания теория темперамента, принадлежащая голландским психологам Г. Хеймансу и К. Вирсме, они выделили три основные, биполярные характеристики темперамента, которые назвали следующим образом:

1) Эмоциональность — отсутствие эмоциональности. Это свойство определяется измерением частоты и силы эмоциональных реакций по отношению к ситуациям, вызвавшим эти реакции.

2) Активность — пассивность. Основанием для оценки этого свойства является активность в труде, в школе или дома, способ проведения досуга (активный — пассивный), отношение к обязанностям (выполняет задания немедленно — откладывает их).

3) Первичная функция — вторичная функция. Люди с развитой первичной функцией сильно и немедленно реагируют на стимулы окружающей среды, причем эффект этих реакций быстро угасает. Напротив, у индивидов, характеризующихся вторичной функцией, первоначальная реакция на раздражитель является слабой, затем она постепенно усиливается и сохраняется более длительное время; поэтому лиц такого типа часто называют персеверативными.

В результате соответствующего комбинирования этих трех характеристик получаем восемь различных типов темперамента (приложение А).

Дж. Гилфорд, известный прежде всего как исследователь способностей, предложил так называемую 13-факторную теорию, совершенно иначе определяющую структуру темперамента. Эта теория создавалась более 20 лет.

Опираясь на многочисленные исследования, проводившиеся в основном методом анкетирования и охватившие тысячи испытуемых, автор пришел к выводу, что все многообразие свойств, составляющих в совокупности понятие темперамента, можно свести к 13 факторам.

Приведем краткие характеристики 13 факторов, образующих структуру темперамента, описывая для каждого только один из полюсов. Название и описание второго полюса будут противоположными.

1) Общая активность. Индивид энергичен, быстро двигается и быстро работает, предприимчив, иногда импульсивен.

2) Доминантность. Индивид добивается своих прав и отстаивает их перед другими людьми, настойчив, ищет возможности стать лидером, не боится общественных контактов, склонен открыто выражать свои мысли.

3) Мужество. У индивида преобладают типично мужские, как профессиональные, так и повседневные, интересы, не очень эмоционален, умеет скрывать свои чувства, с трудом поддается страху или испытывает отвращение, не вызывает симпатий у окружающих.

4) Уверенность в себе. Индивид уверен, что он признан другими людьми, полагается на себя, уравновешен в общении, удовлетворен своим положением, не замыкается в себе.

5) Спокойствие (самообладание). Индивид спокоен, бодр, не поддается раздражительности и усталости, умеет быстро сосредоточиться на проблеме.

6) Общительность. Индивид склонен к дружескому общению, формальным и неформальным контактам, часто выступает как лидер, не робок и не застенчив, не ищет уединения.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей
От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные за ...

Выводы по результатам эмпирического исследования
Данное исследование было направлено на изучение уровня развития памяти и психологической готовности к обучению в школе у испытуемых двух групп: экспериментальной и контрольной. С экспериментальной группой осуществлялось проведение игровых ...

Социально-психологические характеристики студенческой группы. Особенности студенческой группы как коллектива
Мощное социализирующее воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит человек, особенности других референтных групп. Как известно, поведение людей в группе имеет свою ...