Патриотизм в современной истории
Страница 1

Материалы » Патриотизм как психологический феномен » Патриотизм в современной истории

В современное время в условиях господства эгоцентрически трактуемой либеральной идеи стала возможной общественная деморализация. А.И. Солженицин, характеризует следующим образом изменения в русском менталитете в новом Российском государстве:»… Рублево-долларовый удар 90-х годов по новому потряс наш характер: кто сохранял еще прежние добрые черты – оказались самыми неподготовленными к новому виду жизни, беспомощными, негодными неудачниками, не способными заработать на прокормление. «Нажива» стала новой идеологией. Разгромная, разрушительная переделка… – густо дохнула распадом в народный характер» (Голикова Л.В. // Патриотизм – основное качество в России, 1987).

Перед Россией встала важнейшая задача – реализовать огромный духовно-нравственный потенциал, накопленный за всю историю существования государства, для решения проблем в различных сферах жизни общества. Государственная стратегия России должна постоянно опираться на историческое и духовное наследие народа, поэтому в последнее десятилетие остро встал вопрос выработки национальной идеи, которая смогла бы объединить российский народ в новых исторических условиях. По мнению А. Кивы «Национальная идея – это обруч нации. Как только он лопается, нация либо впадает в глубокую депрессию, либо распадается, либо становится жертвой какой-то реакционной идеи и даже человеконенавистнической идеологии».

Героическая и драматическая история России, ее величайшая культура, национальные традиции всегда были основой духовно-нравственного потенциала нашего народа, своеобразным стержнем общественного бытия. Поэтому необходимо всегда помнить пророческие слова В.В. Розанова: «Цивилизации гибнут от извращения основных добродетелей, стержневых «на роду написанных», на которых «все тесто взошло» (Баранов Н.А. // Патриотизм в системе общероссийских ценностей).

Патриотизм и любовь к Родине сегодня занимают одну из ведущих позиций в списке жизненных ценностей россиян. Патриотами считают себя большинство представителей практически всех групп и слоев общества. 83% россиян, как показал ноябрьский опрос ВЦИОМ, считают себя патриотами своей страны. Не быть патриотом сейчас – непрестижно и немодно.

Интересно, что патриотизм – единственная ценность общественно-политического характера, разделяемая подавляющим большинством наших соотечественников. В рейтинге жизненных приоритетов патриотизм занимает четвертое место – выше него только семья, дети, дом (их важность для себя отметили 95% опрошенных россиян), душевный комфорт (92%), материальное благополучие (88%). Практически наравне – друзья (81%). Гораздо менее важны для людей вера и религия (55%), политика и общественная жизнь (42%).

Таким образом, патриотизм оказывается, вплетен в круг ценностей преимущественно приватного, частного, индивидуального характера и являет собой единственное исключение из этого частного порядка. Индивидуализация и приватизация – главный вектор изменений в сфере жизненных ценностей, фиксируемый социологами в последние пятнадцать лет. И это не могло не повлиять на современное понимание патриотизма.

Во многом уже забыты и отброшены массовым сознанием военные, ультрагосударственнические и «парадные», фасадные формы патриотизма. Современный патриотизм, на взгляд людей, проявляется не столько в сфере политической борьбы и дискуссий, сколько в области повседневных межличностных взаимоотношений, практической деятельности людей. Патриотизм – в укреплении семьи и воспитании детей (50%), уважении традиций (47%), работе с полной отдачей по своей специальности (30%). Гораздо менее значимы публичные и политические формы патриотизма – голосование на выборах за патриотические партии и политиков патриотических взглядов (17%), празднование исторических событий и юбилеев (14%), участие в работе патриотических организаций (13%), критика недостатков в собственной стране (12%). И уж совсем непопулярны и не пользуются уважением разговоры и беседы со знакомыми на патриотические темы – проявлением настоящего патриотизма считают их лишь 7% опрошенных.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Oсознание этнической идентичности
Осознание людьми своей этнической принадлежности значительно варьирует от того, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. Ситуация межэтнического общения дает индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенно ...

Конструктивный эффект фрустрации и конфликта.
Фрустрация и конфликт обычно рассматриваются как явления, вредные для человека. Меньший акцент обычно делается на том факте, что вызванное фрустрацией или конфликтом напряжение может способствовать достижению цели, фокусируя внимание инди ...

Проведение практической работы по проблеме влияния СМИ
Для решения проблемы негативного влияния средств массовой информации на подростков, проведем собрание на тему «Телевизор в жизни семьи» (См. Приложение 3). Собрание начнем с вступительного слова: «Телевизор в жизни подростка – это хорош ...