Психолого-педагогический статус дошкольникаСтраница 2
Краткая характеристика готовности к обучению в школе
Не готов |
Готов |
Не умеет планировать и контролировать свои действия, низкая мобилизация учения (ориентация только на органы чувств), не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий. |
Умеет планировать и контролировать свои действия (стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий. |
Диагностируя готовность ребенка к обучению в школе, надо прежде всего обратить внимание, как он играет, подчиняется ли правилам игры, берет ли на себя роли и долго ли их удерживает, какая у него моторика, как проявляется его отношение к другим участникам игры. Для усвоения научных понятий важно, чтобы ребенок понимал, что его точка зрения не единственна, он должен видеть в предмете его различные стороны, параметры, которые и составляют содержание того или иного предмета науки.
Карта-характеристика готовности к обучению в школе (психолого-педагогический статус старшего дошкольника)
Параметры |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Психологическая и социальная готовность (произвольная беседа с ребенком) | |||
1. желание учиться в школе |
да |
не знает |
нет |
2. учебная мотивация |
осознает важность и необходимость учения |
привлекает внеш-няя сторона учения |
цели учения не осознаются |
3. умение вести себя адекватно |
легко вступает в контакт, правильно воспринимает си-туацию, ведет себя адекватно |
контакт и общение затруднены |
плохо вступает в контакт, плохо по-нимает ситуацию |
4. отношения со взрослым |
может обратиться с просьбой к взрос-лому, прислушива-ется к замечаниям, старается их выпол-нить |
контакт со взрос-лыми затруднен |
трудности в обще-нии со взрослыми, не реагирует на замечания |
5. конфликтность |
не провоцирует конфликты, не бьет первым |
провоцирует конфликты |
очень конфликтен |
6. самоконтроль |
поддерживает оп-рятный внешний вид, контролирует движения тела, свои эмоции |
трудности с самоконтролем |
не соблюдает принятые в группе правила поведения и общения |
Параметры |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
7. организованность поведения |
да |
недостаточно |
нет |
Развитие школьно-значимых психофизиологических функций* | |||
8. фонематический слух |
говорит без оши-бок, понимает сложные речевые конструкции |
есть нарушения в звукопроизношении (обследование лого-педа) |
косноязычие (логопедические коррекционные занятия) |
9. мелкие мышцы рук |
легко переписы-вает, копирует не-знакомый текст |
скопированный текст может прочи-тать, но его написа-ние вызывает серь-езные трудности |
не может скопи-ровать текст |
10. пространствен-ная ориентация, координация движений |
подвижен, ловок |
недостаточно ловок |
неуклюж |
11. координация в системе глаз - рука |
правильно пере-носит простейший графический образ |
незначительные искажения |
грубые искажения |
12. объем зрительного восприятия |
норма |
ниже средних пока-зателей возрастной группы |
намного ниже сред-них показателей |
Развитие познавательной деятельности (беседа)* | |||
13. кругозор |
развернутые и конкретные пред-ставления о мире (время года, страна, свой город и т.д.) |
знания ограничены непосредственно окружением |
знания ограничены и бессистемны |
14. развитие речи |
речь содержатель-на, выразительна, грамматически правильна |
затруднения в поиске слов для выражения мыслей |
односложные ответы, в речи много ошибок |
15. развитие познавательной активности |
любознателен, активен, не нужда-ется в дополнитель-ных стимулах |
узкий круг интересующих вопросов |
низкий уровень активности, требу-ется постоянная стимуляция |
16. сформирован-ность интеллек-туальных умений (анализа, сравнения, обобщения) |
понимает скрытый смысл предметов, легко обобщает, сравнивает |
при выполнении требуется помощь учителя |
требуется обучающая помощь учителя |
17. произвольность деятельности |
удерживает цель, намечает план |
удерживает цель, намечает план, но много отвлекается |
хаотичен, не дово-дит дело до конца |
18. контроль и темы деятельности |
много успевает, видит ошибки |
мало успевает, исправляет ошибки |
не видит своих ошибок, мало успевает |
19. кратковремен-ная память (зри-тельная, слуховая) |
более 50% |
50% |
менее 50% |
Примечание*: оценивается с помощью специальных тестовых заданий <1> |
Другое по теме:
Контрольный этап исследования
Как мы уже упоминали, вся группа военных, принимающих участие в исследовании, делится на две другие по 15 человек, В первую группу отойдут участники с А по П, во вторую с П по L. В первой группе реабилитация проводится не будет, а второй ...
Психологические особенности межличностной сферы руководителя
Межличностные отношения являются одной из сторон межличностного общения, отражая его содержательную наполненность, интенсивность, длительность. Понятие «межличностные отношения» призвано внести новый смысл и дополнительные оттенки в описа ...
Подходы к изучению эмоций
Методами научного познания называются методы, при помощи которых ученые получают надежные и достоверные знания о психологических явлениях. Эти знания в отличие от тех, которые получают и имеют люди в обычной, повседневной жизни, представл ...