Неофрейдизм
Страница 5

Лакан соединяет психоанализ с лингвистикой. Сердцевину его структуралистского подхода выражают формулы "бессознательное - это язык", "бессознательное структурировано как язык". Лакан фиксирует внимание на роли лингвистических методов описания бессознательных проявлений личности. Тезис Декарта - "я мыслю, следовательно, существую", в основе которого лежит идея о полном совпадении субъекта мышления и субъекта существования, он преобразует в другой тезис - "я мыслю там, где я не существую", т.е. субъект не есть высказывание, потому что мотивировка речевого высказывания бессознательна. Бессознательное - это речь "Другого", выступающего в роли субъекта. Оно скрывается в межсубъектном языковом взаимодействии врача и пациента и раскрывается в ходе "речевой работы" в ситуации их диалога. В этой работе Лакан опирается на приемы исследования, разработанные Ф. Соссюром, Р. Якобсоном и др. Опора на строгие научные приемы преследует не только чисто практические терапевтические цели, но, прежде всего, отражает стремление к подлинной объективности и научности психоанализа, в отличие от свободных интерпретаций в духе интуиции, понимания и т.п., придающих психоанализу характер трудно проверяемых построений. Таким образом, сегодня неофрейдизм представляет множество различных концепций и подходов, очень отдаленно связанных между собой. Как отмечают Д. Шульц и С. Шульц, "некоторые современные варианты психоанализа уже настолько далеко ушли от его изначального, фрейдовского варианта, что сохраняют свое название лишь для того, чтобы отличить себя от бихевиористской и экспериментальной линии в психологии".

Страницы: 1 2 3 4 5 

Другое по теме:

Результаты контрольного этапа эксперимента
Реализуя программу формирующего эксперимента, мы сделали вывод о том, что благодаря занятиям по ознакомлению с русской народной культурой, дети старшего дошкольного возраста стали более уверенными в себе, самостоятельными. Это объясняется ...

Качественные и количественные характеристики способностей человека
Говоря о способностях, давая их психологическую характеристику, кроме всего прочего, необходимо охарактеризовать их качественные и количественные особенности. Для педагога в равной мере важно знать, к чему обнаруживает способности ученик ...

Опытно- экспериментальное изучение стилей семейного воспитания и их влияния на развитие детей. Определение методик изучения стилей воспитания и взаимоотношений в семье
Отношение родителей к детям представляет собой систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей воспитания и понимания характера и личности ребенка, его поступков. ...