Практическое применение системы
психолого-педагогической характеристики дошкольниковСтраница 3
Занятия проводились по различным пособиям, посвященным обучению чтению («Учись читать», «Веселая азбука для малышей», «Звукарик» и др.). На первом этапе внимание было направлено на изучение алфавита, звуков, соответствующих разным буквам, и развитию фонематического слуха. Затем ребенок изучал слоги и способы их составления. Для этого использовался набор кубиков с наклейками-буквами и карточки со слогами.
Для развития речи проводились пальчиковые игры,
предложенные Л.Савиной<5>. Все фигуры просты для выполнения, их регулярное повторение способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма. Упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Например, упражнение «Цветок»:
Набухай скорей, бутон,
Распусти цветок – пион!
Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть, ладошки немного округлые. Получается «бутон». Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой, раскрытый «цветок».
Также использовались примеры пальчиковых игр, описанных А.Белой <5>, а именно «Выкладывание букв».
Выкладывание букв из различных материалов – серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действия по заданному образцу. Занятие можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву-образец и знакомит с ней ребенка. Затем малыш копирует букву из предложенного материала. Следующий этап – когда дошкольник с помощью взрослого простые слова, учится их читать. Для занятий можно использовать мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки. Иногда ребенку предлагается самому находить материал для подобных заданий.
Интересны также различные игры с пластилином, с бумагой и со счетными палочками. Особое внимание хотелось бы уделить играм с карандашом, крупой, бусами и т.д. ребенку предлагается регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно пальцами обеих рук, стараясь при этом делать вращательные движения. Ребенка также учится перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.
Проведенные занятия, по утверждению родителей Маши и Асхата, были очень полезны для детей и помогли им при прохождении школьного собеседования. Таким образом описанные упражнения могут быть рекомендованы для подготовки детей к обучению и повышению их успешности в овладении учебной программой. Можно предположить, что это также послужит адаптации ребенка к школьной среде и облегчит вхождение в новую социальную роль – роль младшего школьника.
Другое по теме:
Особенности влияния семьи на развитие психологической защиты ребенка
Формирование полноценной системы психологической защиты происходит по мере взросления ребенка, в процессе индивидуального развития и научения. Индивидуальный набор защитных механизмов зависит от конкретных обстоятельств жизни, с которыми ...
Целостный подход в изучении личности
Целостный подход предполагает изучение явлений как в их включенности в систему (системы) всеобщей взаимосвязи, так и реализацию этого во внутренних взаимосвязях, воплощенных в специфических механизмах.
Рассматривая целостный подход к изу ...
Тревожность, как проявление эмоциональной сферы
Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р. ) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека. ...