Теоретические модели одаренностиСтраница 1
Важнейшей особенностью современного понимания одаренности является то, что она рассматривается не как статическая, а как динамическая характеристика личности. По небезосновательным утверждениям Ю.Д. Бабаевой, А.И. Савенкова, В. Шебеко одаренность существует лишь в двигательном развитии. Такое понимание привело к созданию теоретических моделей одаренности, в которые наряду с таким фактором, как потенциал личности включены факторы среды.
К таким может быть отнесена модель Ф. Монкса – «мультифакторная модель одаренности», главное место в которой автор уделяет факторам микросреды (семья, школа, сверстники).
А. Тампенбаум подчеркивает, что само по себе наличие выдающихся творческих и интеллектуальных способностей не может гарантировать реализацию личности в творческой деятельности. Для этого необходимо взаимодействие пяти условий, включая внутренние и внешние факторы: фактор «g» или общие способности; специальные способности в конкретной области; неинтеллектуальные характеристики (личностные, волевые качества); случайные факторы.
«Структура интеллекта» Дж. Гилфорда
легла в основу многих концепций диагностики, обучения и развития одаренных детей зарубежной педагогической теории и практики. Ее рассматривают как одну из самых известных среди всех когда-либо предложенных моделей интеллекта.
Гилфорд классифицирует проявления (факторы) интеллекта, в основе чего видит выделение основных видов, интеллектуальных процессов и выполняемых операций. Этот подход позволяет объединить пять больших групп интеллектуальных способностей: познание, память, конвергентное мышление, дивергентное мышление, оценка.
Второй способ данной классификации, предложенный ученым соответствует виду материала: образное, символическое, семантическое, поведенческое.
По утверждению Дж. Гилфорда, применение той или иной операции дает не менее шести видов конечного мыслительного продукта: элементы, классы, отношения, системы, преобразования, предвидения.
Предложенное ученым деление мышления на конвергентное и дивергентное стало существенным шагом в дифференциации составляющих умственных способностей, способствовала большему их пониманию. Это положило начало разделению понятий «интеллектуальная одаренность» и «творческая одаренность».
Американский ученый Л. Термен, автор самого грандиозного по своим масштабам долговременного исследования одаренности пришел к выводу, что наличие высокого интеллекта не является единственным условием для успеха в творческой деятельности. В разработанной им концепции одаренности присутствует триада: творческие способности, творческие умения, творческая мотивация. Разработанные им диагностики креативности широко применяются во всем мире при идентификации одаренных детей.
В рамках основанной С. Холлом педологии, Ф. Гальтоном, Г. Доманом, В.В. Клименко, Э. Томасом и другими учеными было развито направление «физического интеллекта», согласно которому одаренность определялась особенностями сенсорных процессов. Концепция Домана акцентирует внимание на шести жизненно важных функциях: двигательные навыки, языковые навыки, мануальные, визуальные, слуховые и тактильные навыки.
«Именно осуществление шести этих функций и служит жизненным тестом на недоразвитость, нормальность, одаренность» - , пишет исследователь, исключая при этом влияние средовых факторов. Данный подход и предложенные автором методики дают хороший практический эффект.
Самой популярной за последнее десятилетие считается концепция одаренности Дж.Рензулли, где одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей, креативности и настойчивости с учетом эрудиции и благоприятной окружающей среды. Данная модель отличается демократичностью, позволяющей относить к категории одаренных лиц, успешных хотя бы по одному из параметров.
Другое по теме:
План действий и его реализация
Вера без дел мертва.
/ Иисус Христос /
Некоторые люди надеются влюбить в себя своего избранника или избранницу простым и легким способом, прибегнув к помощи колдунов, или как их теперь называют, магистров белой и черной магии. Хотят сде ...
Факторы, влияющие на развитие детской одаренности
Детский возраст имеет наибольшее значение для развития способностей и одаренности.
Существует качественное своеобразие детских особенностей. Это связано с их иной душевной организацией: необычайная чуткость к образным впечатлениям, богат ...
Выводы и рекомендации по результатам исследования
В результате обработки полученной в ходе исследования информации, мы пришли к следующим выводам.
Во-первых, выявлена более высокая степень осознанности и готовности к вступлению в повторный брак в группе женщин, нежели чем в группе мужчи ...