Теоретические модели одаренности
Страница 2

Проблема детской одаренности » Теоретические модели одаренности

Именно Рензулли термин «одаренность» заменен на понятие «потенциал». Потому данную концепцию можно обозначить универсальной схемой разработки системы воспитания и обучения не только одаренных, но и всех детей.

Данная концепция в модифицированном виде присутствует в большинстве современных зарубежных концепций одаренности.

Наиболее эффективной в педагогическом отношении немецкий ученый К. Хеллер считает многофакторную модель одаренности. Так называемая «Мюнхенская модель» включает: факторы одаренности (интеллект, креативность, социальную компетентность и др.); факторы среды, достижения (спорт, языки, науки и др.) и некогнитивные личностные особенности (преодоление стресса, мотивация достижений, стратегия работы и учебы).

В рамках реализации президентской программы «Одаренный ребенок» в нашей стране была разработана «Рабочая концепция одаренности», целью которой было вобрать все лучшие достижения отечественной и зарубежной психологии. К созданию модели была привлечена большая группа авторитетных ученых Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков и многие другие, работу которых следует рассматривать, как подлежащую дальнейшей разработке.

В рамках «Рабочей концепции одаренности» особо интересным является представление «ядра одаренности» в виде двух компонентов – инструментального и мотивационного.

Авторы продуктивно провели разделение интеллекта и креативности внутри инструментального компонента одаренности.

Мотивация дифференцирована на пять основных признаков: 1) повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности; 2) ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям; 3) повышенная познавательная потребность; 4) предпочтение парадоксальной, противоречивой информации; 5) высокая критичность к результатам собственного труда.

Таким образом, данные и многие другие концепции одаренности послужили основой для дальнейшего изучения проблемы.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Концепция преобразующего лидерства
Понятие преобразующего или реформаторского лидерства имеет много общего с харизматическим лидерством, но трактуется существенно. Лидер-реформатор мотивирует последователей путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ...

Сплоченность членов группы
Положение человека в коллективе определяется не только индивидуальными особенностями характера, личности самого человека, но и особенностями коллектива. В малосплоченном коллективе статус личности зависит во многом от уровня ее общительн ...

Тактика общения.
Для имиджа делового человека очень важна тактика общения. Почему не удается реализовать свою стратегию общения? Верная стратегия живого общения – еще не абсолютная гарантия успеха. В общении огромное значение имеет правильный выбор тактик ...