Результаты исследования особенностей морального поведения
Страница 1

Материалы » Особенности морального поведения у детей дошкольного возраста » Результаты исследования особенностей морального поведения

В соответствии с проблемой исследования, целями, задачами, гипотезой, объектом, предметом, а также предложенным комплексом психодиагностических методик на первом этапе исследования мы провели изучение особенностей морально-нравственного самосознания детей в возрасте 5 -6 лет.

При проведении методики «О любимой мамочке» были получены следующие результаты. Во время беседы о том, как и за что, дети любят своих мам, были получены ответы, указывающие на то, что все дети любят мам. Дети рассказывали что «гладят маму по волосикам», когда она устала; поют песенки, стараются слушаться, помогают в делах, и «просто любят». Примечательно, что дошкольники 5 летнего возраста любят маму, за то, что она «красивая, добрая» - 7 человек. Дети 6–летнего возраста чаще говорили, что любят маму за то, «что она моя мама» - 11 человек. Данный факт можно объяснить тем, что в этом возрасте у детей появляются первые попытки собирательства, появляются любимые вещи, люди. Все это становится как бы частью Я, они укрепляют и обозначают границы Я ребенка. Мама для ребенка, в этом возрасте, единственная устойчивая величина в психической реальности. Поэтому владение – «моя мама» - очень важно для осознания своей автономности от другого человека.

Уровень развития морально-нравственного поведения может быть представлен как в сформированности вербальной стороны, так и поведенческой. Наглядно, соотношение сформированности вербального и поведенческого развития морально-нравственного поведения дошкольников можно увидеть из рисунка (см. рис. 1).

Рисунок 1. Уровень развития морально-нравственного поведения дошкольников

Как видим из рисунка, вербально заботу и любовь к маме выражают все 20 испытуемых, но лишь 14 из них отражают в поведении свою заботу.

На следующем этапе – детям было предложено по три конфеты. И как бы, между прочим, было сказано, что конфеты можно съесть самим, а можно унести домой и угостить маму – ей будет очень приятно.

Пятнадцать человек сказали, что оставят 2 конфеты маме, а одну съедят сейчас. Один ребенок сказал, что мама все равно ему отдаст – «всегда отдает», и не стоит конфетам «портиться». Четыре человека выразили желание оставить все конфеты до вечера и потом вместе с мамой съесть.

В течение дня у детей спрашивали, сколько конфет осталось. К обеду у тринадцати человек по-прежнему осталось по 2 конфеты. Один ребенок признался, что не выдержал и съел конфету. Другой – выразил предположение, что «она куда-то завалилась», потерялась. В группе, оставившей все конфеты маме – осталось по три конфеты. Вечером, перед уходом домой, у детей вновь спросили о конфетах. Картина выглядела следующим образом. 2 конфеты сохранились у 8 дошкольников, по 1 у 4 детей, 3 конфеты остались у двоих, ни одной конфеты - у пятерых. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Данные, полученные в результате проведения

методики «О любимой мамочке»

Количество конфет

Возраст

Утро

День

Вечер

1

6 лет

2

2

2

2

5 лет

2

2

1

3

6 лет

2

2

2

4

6 лет

2

2

2

5

5 лет

2

2

1

6

6 лет

2

2

2

7

5 лет

2

2

1

8

5 лет

2

2

1

9

5 лет

2

2

1

10

5 лет

2

2

1

11

6 лет

2

2

2

12

5 лет

2

2

0

13

5 лет

2

2

0

14

5 лет

2

1

0

15

5 лет

2

1

0

16

5 лет

0

0

0

17

6 лет

3

3

2

18

6 лет

3

3

2

19

6 лет

3

3

3

20

6 лет

3

3

3

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Мотив “три дерева”
Этот мотив можно рассматривать как хороший проективный тест внутрисемейных взаимоотношений. Детский психотерапевт Эдда Клессманн, рекомендует сначала предложить ребенку нарисовать на одном горизонтально расположенном листе бумаги три любы ...

Учебная мотивация
Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего, следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей. Изучение мотивов предполагае ...

Интерпретация полученных результатов теста по И. Г. Леонову «Семья или карьера?»
70 % опрошенных незамужних женщин стремится к власти, должностям и карьере высокого полета. Из них 60% готовы отложить еще на некоторое время замужество, чтобы целенаправленно строить карьеру. 20 % респондентов указывают на стремление обе ...