Результаты исследования особенностей морального поведенияСтраница 3
Рисунок 2 Сформированность морального поведения дошкольников
Средний уровень – 9 дошкольников. Вытянув билет, подолгу молчали, не отвечая на вопрос о билете. Видна была растерянность, мучительные раздумья сказать правду или нет. Спрашивали, можно ли еще раз вытянуть билетик. Признавали, что не выиграли – трое заплакали.
Высокий уровень - 6 детей. Сразу сказали, о проигрышном билете, долго не раздумывали. Отнеслись к проигрышу более спокойно. Многие успокаивали себя словами: «Ничего, еще повезет».
Таким образом, качественный анализ методик позволил выявить ряд следующих закономерностей формирования моральных представлений детей дошкольного возраста:
Для детей 5-летнего возраста характерна этика эгоцентризма. В моральном выборе они часто поступают неправильно ради своих интересов, ради удовлетворения потребностей, не замечая желаний других ребят. В отношениях со сверстниками дети среднего дошкольного возраста ищут личную выгоду, пытаясь договориться друг с другом в обмен на что-то. Представления о морали у детей средней группы низкие, поверхностные.
У детей 6-летнего возраста представления о моральном поведении более расширены и углубленные. Ребята в отношении к сверстникам и взрослым пытаются проявить уважение интересов не только своих, но и интересов каждого, кто находится вокруг них, менее эгоцентричны. Представления детей о правильности поступков формируются из реальных ситуаций, прожитых ими. Такие понятия, как жестокость, ложь, трусость и эгоизм, вызывают у детей старшей группы негативное отношение. Но и в старшей группе есть дети, обладающие такими качествами.
Выводы
Итак, в процессе эмпирического исследования особенностей проявления морально-нравственного самосознания детей в ситуации морального выбора, нами решались задачи сформированности и особенностей морально-нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач использовались методики «О любимой мамочке» и «Проигрышная лотерея».
Полученные в ходе исследования экспериментальные данные и выявленные на их основе закономерности позволяют сформулировать следующие выводы.
Для детей 5-летнего возраста характерна этика эгоцентризма. В моральном выборе они часто поступают неправильно ради своих интересов, ради удовлетворения потребностей, не замечая желаний других ребят. В отношениях со сверстниками дети среднего дошкольного возраста ищут личную выгоду, пытаясь договориться друг с другом в обмен на что-то.
У ребят 5 и 6-летнего возраста складываются элементарные представления о понятиях «хорошо» и «плохо». Также у них формируется отрицательное отношение к грубости и жадности, к лживости и трусости, эгоизму и жестокости.
Дети 5-летнего возраста в основном концентрируют свое внимание на собственных интересах, а не на интересах других детей. У детей 6 лет создается больше возможностей для воспитания доброжелательного отношения к другим детям. Это обуславливается, прежде всего, тем, что старшие дошкольники начинают осознавать необходимость заботы о близких людях.
В дошкольном возрасте значительно расширяется возможность ребенка в помощи сверстникам, также воспитывая чувства доброты, доброжелательности, дружелюбия, взаимной выручки. В совместной деятельности, достигая результата, ребята радуются, что в свою очередь сближает их.
Другое по теме:
Шизофрения. Ребенок с шизофренией
Пребывание в семье психически больного ребенка и то, как сама атмосфера в семье может провоцировать или вызывать психические расстройства. Многие участники конференции активно ставили вопрос о так называемых шизофрено-генных семьях, в кот ...
Семья ребенка с шизофренией
Исследования, посвященные роли семьи в патогенезе шизофрении, стремились выявить ее влияние на возникновение и развитие мыслительных процессов, в частности ее роль в возникновении нарушений мышления, характерных для шизофрении. Было устан ...
Практическая часть. Исследование мотивов
профессионального выбора у студентов Высших учебных заведений. План
исследования
Респондентам были предложены несколько методик
1-ая методика «Шкала ранжирования мотивов» (см Приложение 1)
Респонденту предлагалось ознакомиться с 10-ю предложенными мотивами и расположить их согласно собственной мотивации, при выборе ...