Психологические особенности межличностной сферы руководителяСтраница 2
а) доминирующая мотивация личности;
б) специальные способности к сопереживанию и пониманию других людей;
в) уровень собственного достоинства;
г) направленность личности и в связи с этим избираемый характер воздействия на людей.
Основываясь на том, что личность проявляется в процессе взаимодействия с окружающими, американский психолог Т. Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде 8 общих или 16 более дробных (не оправдавших себя на практике) вариантов межличностного взаимодействия:
1. Властный – лидирующий (авторитарный) - отражает уверенность в себе, умение быть хорошим наставником и организатором, свойства руководителя.
2. Независимый – доминирующий (эгоистический) стиль межличностных отношений от уверенного, независимого, соперничающего до самодовольного, нарцистического, с выраженным чувством собственного превосходства над окружающими.
3. Прямолинейный - агрессивный – отражает искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели или чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивостью.
4. Недоверчивый – скептический (подозрительный) - для этого стиля межличностного поведения характерны реалистичность базы суждений и поступков, скептицизм и неконформность, которые перерастают в крайне обидчивый и недоверчивый модус отношения к окружающим с выраженной склонностью к критицизму, с недовольством другими и подозрительностью.
5. Покорный – застенчивый – отражает такие особенности межличностного поведения как скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности.
6. Зависимый – послушный– отражает потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании. При выраженности - сверхконформность, полная зависимость от мнения окружающих.
7. Сотрудничающий – конвенциальный– выявляет стиль межличностных отношений, свойственный лицам, стремящимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими.
8. Ответственный – великодушный (альтруистический) – этот вариант межличностного поведения проявляется выраженной готовностью помогать окружающим, развитым чувством ответственности. Высокая степень выраженности свидетельствует о мягкосердечности, сверхобязательности, гиперсоциальности установок, подчеркнутом альтруизме.
Таким образом, межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения.
Реагирование на фрустрацию
Феномен агрессивности толкуется весьма неоднозначно и находится в центре внимания, когда речь идет о противоправном, криминальном поведении; также агрессию описывают как импульсивные поведенческие акты незрелой личности (проблемы подросткового периода) или как реакции акцентуированной или психопатической личности по эксплозивному (взрывному), и возбудимому типу. Агрессивное состояние может быть ситуативно обусловленной реакцией на агрессию со стороны другого человека. Человек может направлять агрессию не только вовне, но и на самого себя. В то же время агрессивность в широком смысле можно понимать и как наступательность, настойчивость самореализующейся личности лидерского типа, то есть как черту, необходимую в структуре личностных свойств человека. Такого рода агрессия не является разрушительной и лишь отражает одно из личностных свойств. Провести разделительную линию между стеничной чертой характера и агрессивностью, которая при определенном стечении обстоятельств может проявиться как антисоциальный поступок, нелегко. Поэтому уместнее говорить об агрессивности как ведущей тенденции, поскольку ведущая тенденция в качестве стержневой индивидуально-личностной характеристики включает в себя и врожденное свойство темперамента и черту характера и личностное свойство. Это относится в равной степени также и к другим врожденным стилевым характеристикам.
Особенности личности проявляются ярче в состоянии эмоционального напряжения. Рассматривая понятие фрустрации в рамках психодиагностического подхода и с точки зрения межличностного взаимодействия, имеют в виду те ситуации, в которых окружающие индивида лица специально или нечаянно ущемляют его интересы, что приводит к блокировке значимых потребностей, или задевают его самолюбие, негативно воздействуя на его самооценку.
Л.Н. Собчик отмечает, что в ситуации фрустрированности эмоциональное состояние проявляется: 1) как реакции страха, тревоги, отказа от самореализации, которые могут сопровождаться чувством вины, стремлением уйти от конфликта; 2) как наступательное, активное или даже агрессивное поведение, сопровождающееся обвинениями в адрес других людей, враждебными высказываниями или действиями в их адрес; 3) как стремление подавить и те, и другие реакции, пассивно или индифферентно отнестись к случившемуся, постараться нивелировать остроту конфликта. Естественно, «выбор» типа реагирования осуществляется в целом непроизвольно, но в значительной степени зависит от базисных свойств личности.
Другое по теме:
Другие виды диагностических методик
Особое направление в психологической диагностике связано с разработкой различных методов диагностики личности. С этой целью используются чаще всего не тесты, а особые методы, среди которых выделяются прежде всего опросники и проективная т ...
Особенности общения. Речевое и эмоциональное общение
Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, четкой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культ ...
Неофрейдизм
Фрейдовский психоанализ и его варианты, предложенные Карлом Юнгом и Альфредом Адлером породили много критических замечаний и множество попыток его уточнения. Всю совокупность течений, выросших на основе психоанализа, принято обозначать ка ...