Психологические особенности межличностной сферы руководителя
Страница 3

Реакции на фрустрацию могут быть классифицированы по их направлению и по типу реакции. По направленности они делятся на:

1) Экстрапунитивные (направленные вовне, на других людей или на окружающие объекты) в форме осуждения и требования к другим разрешить ситуацию.

2) Интропунитивные (направленные индивидом на самого себя) с чувством вины и стремлением взять на себя ответственность за исправление ситуации).

3) Импунитивные (фрустрирующая ситуация рассматривается испытуемым как малозначимая, не связанная ни с чьей виной; испытуемый полагает, что ситуация разрешится сама собой).

По типам реакций выделяют следующие:

1) с фиксацией на препятствии;

2) с фиксацией на самозащите, защите своего Я;

3) с фиксацией на удовлетворении потребности.

Говоря о реакции на фрустрацию, следует отметить, что она зависит от типа реагирования, т.е. от ведущей тенденции. Также она зависит от иерархии ценностей личности, т.е. от того, насколько значима для нее та зона интересов, которая при этом оказалась задетой. А сила этой реакции выражена тем сильнее, чем менее значимо для конкретного индивида фрустрирующее лицо. В целом, фрустрация, которая понимается как психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения, психологическая реакция, связанная с разочарованием, неудачей, препятствием, приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. А частые фрустрации ведут к формированию отрицательных черт поведения, агрессивности, повышенной возбудимости, комплексу неполноценности.

Направленность личности

Направленность – один из важнейших уровней личностной организации, выраженный в установках, тенденциях, потребностях, интересах и идеалах личности. Таким образом, направленность личности представляет собой совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих человека на выполнение поставленных задач. Устойчивые мотивы относительно независимы от текущих ситуаций.

В качестве устойчивых мотивов выступают интересы, склонности, убеждения и идеалы личности. В совокупности они выражают мировоззрение личности, проявляются в духовных потребностях, и практических действиях индивида. Исследуя проблемы направленности, прежде всего выделяют динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, ее цели и задачи. Сложность операционализации направленности личности связана, во-первых, с тем, что речь идет о проекции на поток сознания и поведения латентных факторов (мотивов, потребностей); во-вторых, с неопределенностью критериев для различения устойчивых и ситуативных факторов; в-третьих, с тем, что личность непосредственно не осознает своей направленности.

Направленность на себя. Эта направленность формирует стремление индивида к личностному первенству и престижу. При положительном отношении к делу и хороших взаимоотношениях с коллегами по работе такая направленность может сыграть положительную роль, но это бывает не всегда. Чаще всего у людей, направленность которых ориентирована на себя, проявляются такие черты характера, как зазнайство, эгоцентризм, раздражительность, склонность к соперничеству, а это чревато возникновением конфликтных ситуаций.

Направленность на взаимодействие и общение, ориентация на совместную деятельность и социальное одобрение. У людей с такой направленностью формируется заинтересованность в решении деловых проблем, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями.

Л.И. Божович и М.С. Неймарк классифицировали индивидов на следующие группы по видам направленности личности:

1. С коллективистической направленностью;

2. С деловой направленностью;

3. С личной направленность;

4. Со смешанной направленностью (или без явной направленности)

Таким образом, направленность является интегрированным и генерализованным свойством, которое представляет собой совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущих ситуаций. Характеризуется интересами, склонностями, убеждениями и идеалами личности, отражающими ее мировоззрение. Направленность выражается в гармоничности и непротиворечивости знаний, отношений и господствующих мотивов поведения и действий личности.

Страницы: 1 2 3 

Другое по теме:

Механизмы специфических и неспецифических психологических защит, а так же манипуляции, от которых не следует защищаться
Среди механизмов специфических защит в зависимости от уровня, на котором они действуют, можно выделить три подвида. К первому уровню относятся те, что имеют связь с особенностями угрозы, которую несёт манипуляция. Действуют они в собствен ...

Практическое применение системы психолого-педагогической характеристики дошкольников
Составление психолого-педагогического статуса помогает психологу систематизировать информацию о ребенке, о психологических характеристиках важнейших видов его деятельности, поведения и внутренних психических состояний, оказывающих существ ...

Жизненный цикл развития личности
В теории Э. Эриксона развитие личности рассматривается как прерывная последовательность качественно отличающихся друг от друга стадий. На каждой стадии человек должен сделать жизненно важный «выбор» между двумя полярными отношениями к мир ...