Анализ и интерпретация результатов исследованияСтраница 14
Обозначения:
1-интегральное чувство за или против собственного Я; 2-самоуважение; 3-аутосимпатия; 4-ожидание положительного отношения других; 5-самоинтерес; 6-самоуверенность; 7-отношение других; 8-самопринятие; 9 – саморуководство; 10 – самообвинение; 11 – самоинтерес; 12 – самопонимание; I – авторитарный; II – эгоистичный; III – агрессивный;IV – покорный; V – подчиняющийся; VI – зависимый; VII – сотрудничающий;VIII – альтруистичный;
Как видно из таблицы, в группе руководителей нижнего звена управления обнаружена средняя положительная корреляция между шкалами «Самоуважение», «Самоинтерес», «Самопринятие» методики самоотношения и шкалой «Авторитарный стиль межличностных отношений» методики Т. Лири. Таким образом, руководители, характеризующиеся как уважающие себя, близкие к своему внутреннему миру, некритичные по отношению к себе, властны, склонны к лидированию и доминированию, активны притязательны. Подобная связь установлена у руководителей среднего звена.
Выявлена средняя положительная корреляция между шкалами «Самоуважение», «Самоуверенность» методики самоотношения и шкалой «Эгоистичный стиль межличностных отношений» методики Т. Лири. Это говорит о том, что самоуверенные, уважающие себя руководители эгоцентричны, доминантны, независимы, критичны и малоконформны. Для самоуверенных руководителей среднего звена также характерен такой стиль отношений.
Отмечена средняя отрицательная корреляция между шкалами «Ожидание положительного отношения других», «Самоинтерес», «Отношение других», «Самопринятие» методики самоотношения и шкалой «Подозрительный стиль межличностных отношений» методики Т. Лири. То есть можно предположить, что для критичных по отношению к себе и неинтересующихся собой руководителей нижнего звена характерны конфликтность, замкнутость, ригидность, подозрительность, неконформность. При этом мнение окружающих и их отношение не являются значимыми.
Установлена средняя (r=-0,62) и слабая (r=0,38) отрицательная корреляция между шкалами «Самоуважение», «Самоуверенность» методики самоотношения и шкалой «Подчиняющийся стиль межличностных отношений» методики Т. Лири. Из этого следует, что неуверенные в себе, неадекватные в самооценке, не уважающие себя руководители в межличностных отношениях характеризуются как пассивные, застенчивые, подчиняющиеся, тревожные. В группе руководителей среднего звена такой зависимости не обнаружено. Возможно, это связано с тем, что более высокий уровень управления требует большей самостоятельности, инициативности активности. Поэтому для личностей, не обладающих данными качествами, продвижение по карьерной лестнице связано с большими трудностями.
Обнаружена средняя отрицательная корреляция между шкалой «Саморуководство» методики самоотношения и шкалой «Зависимый стиль межличностных отношений» методики Т. Лири. Таким образом, у неорганизованных, непоследовательных руководителей отмечается тревожность, ответственность, исполнительность, самокритичность. Для руководителей среднего звена такая зависимость тоже характерна.
Выявлена средняя положительная корреляция между шкалой «Самоинтерес» методики самоотношения и шкалой «Сотрудничающий стиль межличностных отношений» методики Т. Лири. Это говорит о том, что субъективно близкие к своему Я руководители нижнего звена, тревожны, стремятся к сотрудничеству, зависимы от мнения окружающих.
Вместе с тем, установлена средняя отрицательная корреляция между шкалой «Саморуководство, самопоследовательность» методики самоотношения и шкалой «Сотрудничающий стиль межличностных отношений» методики Т. Лири. Это позволяет утверждать, что организованные, рациональные, последовательные руководители независимы от мнения коллектива, не нуждаются в помощи и поддержке, самостоятельны.
Таблица 13 - Результаты корреляционного анализа
Шк |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Е’ |
-0,02 |
0,10 |
-0,38 |
-0,16 |
-0,17 |
0,14 |
-0,11 |
0,03 |
0,19 |
0,62 |
-0,17 |
-0,04 |
I’ |
-0,21 |
-0,30 |
-0,05 |
-0,13 |
0,11 |
-0,29 |
-0,20 |
-0,09 |
-0,17 |
-0,13 |
0,07 |
-0,48 |
М’ |
0,04 |
-0,09 |
-0,00 |
-0,16 |
-0,35 |
0,00 |
0,05 |
-0,38 |
-0,00 |
-0,14 |
-0,38 |
0,28 |
E |
-0,41 |
0,17 |
-0,12 |
-0,25 |
-0,18 |
-0,20 |
-0,33 |
-0,11 |
-0,06 |
0,06 |
-0,05 |
-0,42 |
Е |
-0,05 |
0,38 |
0,03 |
-0,29 |
-0,45 |
0,04 |
-0,32 |
-0,03 |
0,08 |
0,02 |
-0,21 |
0,17 |
I |
0,05 |
0,06 |
-0,15 |
-0,15 |
-0,13 |
0,16 |
0,01 |
-0,27 |
0,05 |
0,20 |
-0,18 |
0,09 |
I |
-0,04 |
0,18 |
0,09 |
-0,06 |
-0,10 |
0,03 |
-0,11 |
-0,17 |
0,11 |
-0,11 |
0,03 |
-0,01 |
M |
0,14 |
-0,22 |
0,11 |
0,21 |
0,13 |
-0,08 |
0,25 |
-0,01 |
0,10 |
-0,25 |
0,13 |
0,07 |
e |
-0,18 |
0,08 |
0,26 |
0,16 |
0,33 |
-0,25 |
0,17 |
0,31 |
-0,19 |
-0,23 |
0,34 |
-0,20 |
i |
0,40 |
-0,37 |
-0,01 |
0,41 |
0,31 |
0,24 |
0,49 |
-0,03 |
0,04 |
0,02 |
0,04 |
0,26 |
m |
0,50 |
0,18 |
0,41 |
0,28 |
0,28 |
0,49 |
-0,01 |
0,39 |
0,22 |
-0,24 |
0,34 |
0,36 |
Другое по теме:
Общая характеристика дошкольного периода в психологической
литературе. Основные особенности дошкольного возраста
Мир ребенка вращается вокруг взрослого. Ведущая деятельность – сюжетно - ролевая игра. Игра относится к символико - моделирующей деятельности. Символ относится к предметно-заместительной действиям (игрушки, неоформленные предметы – палочк ...
Психологические основы музыкального восприятия. Закономерности
восприятия музыкальных звуков
Восприятие – это отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. [6]
В отечественной психологии процесс восприятия рас ...
Шизофрения. Ребенок с шизофренией
Пребывание в семье психически больного ребенка и то, как сама атмосфера в семье может провоцировать или вызывать психические расстройства. Многие участники конференции активно ставили вопрос о так называемых шизофрено-генных семьях, в кот ...