Общая характеристика мышления
Страница 2

Синтез — это мыслительная операция, позволяющая в еди­ном аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Благодаря синтезу мы получаем целостное понятие о данном предмете или явлении, как состоящем из за­кономерно связанных частей.

Сравнение — это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Сравнивая выделенные в процессе мышления явления, мы точнее познаем их и глубже проникаем в их своеобразие.

Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. Абстракция позволяет проникнуть «вглубь» предмета, выявить его сущность, образо­вав соответствующее понятие об этом предмете.

Обобщение — это объединение многих предметов или явле­ний по какому-то общему признаку. Оно позволяет нам отра­зить в своем сознании всю сущность явления.

Конкретизация — это движение мысли от общего к частному. Благодаря конкретизации наше мышление становится жизнен­ным, за ним всегда чувствуется непосредственно воспринимае­мая действительность.

Во-вторых, содержание мышления проявляется через его формы: (понятие, суждение и умозаключение).

Понятие — это отражение в сознании человека общих и су­щественных свойств предмета или явления.

Суждение — основная форма мышления, в процессе кото­рой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности. Оно позволяет в словесной фор­ме отнести предметы или явления к определенному классу.

Умозаключение — это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. В ряде случаев умозаключение оп­ределяет истинность или ложность суждений.

В-третьих, содержание мышления проявляется в функцио­нировании его видов: (наглядно-действенного, образного, отвле­ченного).

Наглядно-действенное мышление — это мышление, непосред­ственно включенное в деятельность.

Образное мышление — это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.

Отвлеченное мышление—это мышление, совершающееся на ос­нове отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

И, наконец, мышление проявляется через его способы: (индукцию и дедукцию).

Индукция — это способ мышления, при котором умозаклю­чение идет от единичных фактов к общему выводу. Например, наблюдая в одном-двух случаях особенности того или иного предмета, мы распространяем это положение на все случаи ис­пользования всех его видов, хотя они и не наблюдались нами.

Дедукция — это способ мышления, осуществляющегося в об­ратном порядке индукции. Например, чтобы доказать, что дан­ный угол в треугольнике больше другого, строят следующее дедуктивное умозаключение: известно и ранее доказано, что в тре­угольнике против большей стороны всегда лежит и больший угол; данный угол лежит против большей стороны; из этих двух досто­верных положений делается вывод: данный угол больше другого.

С физиологической точки зрения процесс мышления пред­ставляет собой сложную аналитико-синтетическую деятель­ность коры больших полушарий головного мозга. В осуществ­лении процессов мышления принимает участие вся кора голов­ного мозга.

Для процесса мышления, прежде всего, имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозго­выми концами анализаторов. Поскольку деятельность отдель­ных участков коры всегда детерминируется внешними раздра­жениями, постольку образующиеся при одновременном их воз­буждении нервные связи отражают действительные связи в явлениях и предметах объективного мира.

Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи и отношения (ассоциации) и составляют физиологичес­кую основу процесса мышления. Вначале, при первой попытке проникнуть в сущность того или другого явления, эти ассоциа­ции имеют генерализованный характер, отражая реальные свя­зи в их самом общем и недифференцированном виде, а иногда даже и неверно — по случайным, несущественным признакам. Лишь в процессе повторных раздражений происходит дифференцировка временных связей; они уточняются, закрепляются и становятся физиологической основой более или менее точ­ных и правильных знаний о внешнем мире. Возникают эти ассоциации, прежде всего, под воздействием первосигнальных раз­дражителей, вызывающих соответствующие им ощущения, вос­приятия и представления об окружающей внешней среде. Реальные взаимодействия и взаимосвязи этих раздражителей обусловливают возникновение соответствующих временных нервных связей первой сигнальной системы.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Развитие внимания, памяти, воображения
Учебная деятельность требует развития высших психических функций - произвольности внимания, памяти, воображения. Внимание, память, воображение младшего школьника уже приобретают самостоятельность - ребенок научается владеть специальными д ...

Развитие чувств
Новые грани чувств ребенка младшего школьного возраста развиваются, прежде всего, внутри учебной деятельности и по поводу учебной деятельности. Конечно, все те чувства, которые появились у него в дошкольном возрасте, продолжают оставаться ...

Сбор и анализ информации
Тот, кто владеет информацией, владеет миром. Каждый человек уникален и неповторим, поэтому переменные и коэффициенты, составляющие формулу и указывающие на определенные влечения и потребности, имеют у всех людей различные приоритеты. Не ...