Общая характеристика мышления
Страница 1

Мышление

— это психический познавательный процесс от­ражения существенных связей и отношений предметов и явле­ний объективного мира.

В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения. В восприя­тиях и представлениях внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств: в красках, формах, движе­нии предметов и т. д. Когда же человек мыслит о каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаим­ные связи и отношения.

Сущность любого объективного явления может быть познана лишь тогда, когда это явление будет рассматриваться в органической связи с другими. В процессе восприятия, например, дере­ва человек, отражая в своем сознании ствол, ветви, листья и дру­гие части и особенности именно данного, отдельного, конкрет­ного предмета, может воспринимать это дерево изолированно от других явлений, любоваться его формой, свежестью зеленой ли­ствы, причудливыми изгибами ствола. Иначе протекает процесс мышления. Стремясь понять основные законы существования данного явления, проникнуть в его сущность, человек обязательно должен отразить в своем уме также и отношения этого предмета с другими предметами и явлениями. Нельзя понять сущность де­рева, если не выяснить, какое значение для него имеют химичес­кий состав почвы, влага, воздух, солнечный свет и пр. Только от­ражение этих связей и отношений позволяет человеку понять функцию корней и листьев дерева, ту роль, которую они играют в круговороте веществ в растительном мире.

Сам предмет отражается в процессе мышления иначе, чем в восприятии; в мышлении мы не только выделяем отдельные ча­сти предмета (это возможно и в восприятии), но стараемся понять, в каких соотношениях эти части находятся друг с другом. Мыш­ление позволяет приникнуть в сущность явлений только одним путем — через отражение тех связей и отношений, которые име­ются у данного явления с другими явлениями. Это отражение свя­зей и отношений не может осуществиться, если мы не отрешимся от конкретных особенностей предмета и не станем мыслить о нем в самом общем виде. В процессе мышления конкретный образ еди­ничного предмета (данный дуб, данная береза) отходит на задний план. Мы мыслим теперь уже о дереве вообще, которое может быть и дубом, и березой, и деревом любой другой породы.

Процесс мышления характеризуется следующими особен­ностями:

1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанав­ливая связи и отношения между предметами и явлениями объек­тивного мира, человек опирается не только на непосредствен­ные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные про­шлого опыта, сохранившиеся в его памяти.

2.Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об об­щих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

3.Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы все­гда отражаем эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенного, конкретно наблюдаемо­го явления.

4.Мышление всегда есть отражение связей и отношений меж­ду предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда на­ходятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышле­ние протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совер­шенно особыми раздражителями, сигнализирующими о дей­ствительности в самой обобщенной форме.

5.Мышление человека органически связано с практической де­ятельностью: В своем содержании оно опирается на обществен­ную практику человека. Это отнюдь не простое «созерцание» внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает зада­чам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружа­ющего мира.

Содержание мышления многообразно. Во-первых, оно про­является через его операции: (анализ, синтез, сравнение, абст­рагирование, обобщение, конкретизацию).

Анализ — это мыслительная операция расчленения сложно­го объекта на составляющие его части. Он позволяет понять со­ставные части объекта, которые имеют большое значение для его осмысления.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Условия развития внимания у младших школьников. Процесс развития внимания
Внимание у детей начинает проявляться довольно рано. В первые месяцы жизни для ребёнка характерно только непроизвольное внимание. При этом сначала ребёнок реагирует на внешние раздражители лишь при резкой их смене: при переходе от сумрака ...

Описание и обсуждение результатов исследования. Выводы
Этот этап проходил через полгода работы. Задачи 3 этапа: - вновь провести уже использованные диагностические методики, направленные на выявления уровней знаний и представлений младших школьников о природе и гуманного отношения к ней, а ...

Характеристика экстремальной ситуации
Прежде чем обращаться к обсуждению определения экстремальных ситуаций, опишем общие характеристики экстремальной ситуации. Для иллюстрации распространенных в литературе подходов приведем лишь одну наиболее развернутую классификацию (Мариш ...