Экспериментальное изучение психологических трудностей в обучении учащихся 2
– х классов. Организационно-методическое обеспечение
исследованияСтраница 1
С целью проверки гипотезы, сформулированной в начале исследования, была проведена опытно-экспериментальная работа. Базой для эксперимента стала МОУ «Гимназия № 1» г. Ульяновска. Экспериментальным был 2 класс в составе 10 человек. Работа проводилась в течение 2006 – 2007 г.г. и предусматривала три этапа:
1) констатирующий;
2) формирующий;
3) контрольный.
На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровней экологической культуры младших школьников. Для выявления уровней экологической культуры младших школьников на первом этапе нами использовались две диагностические методики.
Первая методика была направлена на выявление знаний и представлений младших школьников о природе и гуманного отношения к ней. Методика разработана Т.М.Бондаренко. Эта методика проводилась с детьми в форме беседы в сочетании с методом интервью. Детям были предложены следующие вопросы.
1) Что такое природа?
2) Что природа даёт человеку?
3) Назовите охраняемые растения нашей местности.
4) Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?
5) Назовите водных животных.
6) Назовите лекарственные растения.
7) Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?
8) Как человек разрушает природу?
9) Что могут сделать дети для охраны природы?
10)Какие чувства вы испытываете, когда помогаете природе?
В содержание вопросов беседы входили критерии уровней экологических знаний и представлений о природе и гуманного отношения к ней, такие как: 1) полнота (или объём знаний)- многообразие объектов и сторон познаваемого объекта; 2) существенность знаний – выделение существенного в объекте; 3) обобщённость знаний – выявление сущности целого класса объектов, объективных связей внутри класса ( отражается в обобщённых представлениях, элементарных понятиях); 4) системность знаний – познание совокупности объективных существенных связей; целостное рассмотрение объектов, воспроизводящие содержание и структуру понятий о них.
Уровни знаний и представлений младших школьников о природе и гуманного отношения к ней выявились по результатам первой методики.
Уровни знаний и представлений младших школьников о природе и гуманного отношения к ней.
А – Высокий уровень. Установление закономерных связей объектов, появление обобщений (видовых, родовых) на основе известных существенных особенностей объектов. Системные знания. Освоенные закономерности распространяются на познание объектов окружающей действительности.
Б – Средний уровень. Нарастание полноты знаний о многообразии особенностей и наиболее существенных сторонах объектов.
В – Низкий уровень. Узкие, неадекватные знания, частые заблуждения.
За каждый ответ на вопрос ребёнок получал определённое количество баллов. Максимальное количество баллов на один вопрос составляет – 5 баллов. Таким образом, суммарное число баллов не могло превышать 50, а ответы на вопросы (общий балл) соответствовал уровням:
высокий – от 46 до 50;
средний – от 31 до 45;
низкий – от17 до 30.
Индивидуальные данные представлены в таблице № 1.
Таблица № 1.
ФИО учащегося |
Вопросы. |
Средний балл. | |||||||||
№ п/п |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
1.Аристов Марк. |
3 |
2 |
1 |
2 |
5 |
2 |
3 |
4 |
1 |
3 |
26 |
2. Бугина Анастасия. |
4 |
2 |
2 |
2 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
2 |
31 |
3. Власова Юлия. |
3 |
2 |
1 |
4 |
5 |
4 |
5 |
2 |
3 |
3 |
32 |
4. Кондаурова Анастасия. |
4 |
2 |
2 |
4 |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
3 |
35 |
5. Мельников Кирилл. |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
2 |
4 |
5 |
4 |
34 |
6. Онофрийчук. Анна. |
4 |
4 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
38 |
7. Пуговкина Анастасия. |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
2 |
4 |
2 |
3 |
4 |
34 |
8. Угодников Антон. |
3 |
3 |
2 |
4 |
4 |
2 |
3 |
2 |
2 |
4 |
29 |
9.Шафикова Паула. |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
2 |
2 |
4 |
1 |
4 |
30 |
10. Юнко Александр. |
2 |
2 |
2 |
4 |
4 |
3 |
1 |
3 |
0 |
4 |
25 |
Другое по теме:
Физические характеристики одаренности
Существуют два соперничающих стереотипа физических характеристик одаренных детей. Первый – это тощий, маленький, бледный «книжный червь» в очках. Другой же – выдвинутый Терменом в его монументальной работе «Изучение гения» - говорит нам, ...
Особенности мотивации профессиональной деятельности
Реализация стратегических задач и краткосрочных планов любой организации предполагает выполнение ее персоналом (привлекаемыми человеческими ресурсами) определенных действий, часто называемых производственными функциями. В тоже время эффек ...
Анализ основных проблем развития креативности
Наша жизнь связана с множеством правил и законов. Часть из них (например, чистка зубов по утрам, правила этикета, дорога от дома до работы или до учебы, постоянный распорядок дня и многое другое) выполняется автоматически и рефлекторно. Ш ...