Экспериментальное изучение психологических трудностей в обучении учащихся 2
– х классов. Организационно-методическое обеспечение
исследованияСтраница 2
После беседы учащиеся разделились на три группы по уровням экологической культуры:
высокий – 0 чел.(0%).
средний – 6 чел. (60%).
низкий – 4 чел. (40%).
Уровни экологических знаний и представлений о природе и гуманного отношения к ней показали необходимость совершенствования работы в этой области, так как не все ученики обладают полными, адекватными и существенными знаниями. Так же отсутствовали обобщённость и системность знаний. Ответы на вопросы часто были неполными, ошибочными. Особенно большие затруднения дети испытывали при ответе на вопрос о лекарственных растениях.
На основе индивидуальных результатов, представленных в таблице № 1, можно составить диаграмму. (см. Приложение II).
Вторая методика была направлена на выявление сформированности практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе. Методика разработана Л.А. Каменевой.
Для диагностики были подготовлены комнатные растения, требующие разных способов ухода (уборка пыли, поливка, рыхление); набор оборудования для данного труда и ненужного для него; картинки с изображением трудового оборудования, трудовых действий; игровой персонаж.
Задания, направленные на изучение сформированности практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе.
1.Выяснить, умеют ли дети принимать цель труда, поставленную учителем.
Выявить характер мотивации труда.
Учитель даёт ребёнку задание обеспечить уход за комнатными растениями. Предлагает разную мотивацию, начиная с более сложной:
1) познавательная («Хочешь сегодня подежурить в уголке природы и узнать, как правильно ухаживать за растениями, чтобы они хорошо росли?»)
2) практическая («Помоги мне ( или дежурному ), пожалуйста, полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль» ); 3) игровая («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?;). Каждая следующая мотивация предлагается лишь в том случае, если ребёнок не принимает предшествующую.
2.Выяснить, выделяют ли дети предмет труда, его особенности, значимые для предстоящего трудового процесса.
Предложить ребёнку отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения.
3.Выяснить, способен ли ребёнок предвидеть результат труда.
Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход.
4.Выявить, умеют ли дети спланировать трудовой процесс в соответствии с целью труда( уборка пыли с растений ).
Дать ребёнку задание рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить (можно дать задание в виде игры «Путаница»).
5.Выявить, умеют ли дети отбирать оборудование для трудового процесса.
Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб, кормушку, палочку для рыхления почвы и др.).
6.Проверить освоение детьми трудовых навыков и умений.
Дать задание показать Незнайке (или другому персонажу), как правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений. Объяснить Незнайке, почему нужно делать именно так.
Можно дать дополнительное задание: проверить, правильно ли растения размещены по отношению к свету, все ли влаголюбивые растения имеют влажную почву; объяснить, все ли растения следует полить сегодня; как узнать о том, что растение необходимо полить.
Выявить, освоен ли детьми способ выращивания растений черенкованием:
« Из чего можно вырастить растение (герань, традесканцию и др.)? Покажи, как надо посадить, чтобы оно выросло».
7.Выявить, умеет ли ребёнок соотносить результат труда с целью.
Дать задание рассказать Незнайке, что нужно было сделать по уходу за растениями. Что он хотел, и что получилось.
Другое по теме:
Личность и ее развитие в младшем школьном возрасте. Личностные
изменения ребенка, возникающие при поступлении в школу
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется ...
Учебная деятельность. Готовность к школе
Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед ...
Теоретический анализ феномена депрессии. Феномен депрессии
Депрессия (в психологии) (от лат. depression - подавление) - аффективное (сильное, ярко выраженное и относительно кратковременное) состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных ...