Ценностно-смысловая сфера личности. Смысловая концепция травмы и стресса
Страница 1

Материалы » Психологическая помощь военным - участникам боевых действий » Ценностно-смысловая сфера личности. Смысловая концепция травмы и стресса

Превращение события, ситуации из повседневного фактора в неповседневную экстремальную ситуацию высвечивает фундаментальный феномен личностного смысла, без учета которого невозможно психологически адекватно определить феномен стресса. Смысловая концепция травмы и стресса, которую мы развиваем, основывается на идее темпорально-бытийной трансформации смысла личности в ходе онтологического перемещения личности по мирам существования.

В психотрансформативной модели травмы (Магомед-Эминов М.Ш., 1996, 1998) травма раскрывается в единстве двух взглядов:

1) структурно-динамического или системно-динамического, в котором психическая травма рассматривается с точки зрения структуры (комплексной, дезинтегративной), процессуальной динамики и развития, в том числе фазной динамики (инициации травмы, селекции (выбора) травмы, становления (реализации) травмы и завершения травмы, а также ее последствий);

2) онтологического, в котором психическая травма рассматривается с точки зрения трансформации способа бытия и темпоральности личности в мире, создающей фрагментацию бытия личности и ее темпоральности. Если вычленить в психической травме только лишь аномальный аспект (он связан, кроме того, с аспектом роста - травма как «болезнь роста»), то его мы обозначим как ПТРС - посттравматргческое расстройство смысла (Магомед-Эминов М.Ш., 1998).

Смысл - это дар и дарение, которое связано со смыслодающим горизонтом. Имеется три фундаментальных смыслодающих горизонта:

1) трансгрессия бытия, жизневосхождение,

2) рекурсивность бытия, жизнесохранение (стойкость бытия),

3) охваченность небытием, жизнепадение.

Следуя смысловой трактовке феномена стресса, мы утверждаем не только смысловой характер взвешивания личностных факторов и факторов окружения, но и отношение личности (определяющее это взвешивание) к непосредственной ситуации взаимодействия из трансцендентного горизонта целостного события собственного бытия. Этот смысловой горизонт очерчивает темпоральное разнесение фактического смысла личности в мире между ближними и дальними смыслами, между конкретным смыслом, модусом существования и сингулярным смыслом собственного единичного бытия в мире.

Подчеркивая важную роль смысловой работы личности, нельзя не отметить, что смысл личности не совпадает с когнитивной оценкой, определением значимости и значения стрессора, а связан с трансгрессивной работой личности.

Формирование этого горизонта разнесения фактического смысла, создающего пространственно-темпоральное и бытийное разнесение личности в жизненном мире, наиболее ясно и остро осознается именно в масштабной и соразмерной человеческому событию бытия человека экстремальной ситуации. Вот почему процесс травмы получает свое определение одновременно из горизонта прошлого, настоящего и будущего. Понятие постратравматического расстройства смыла в разрезе психической травмы воспринимается как нормальной реакции на «аномальную экстремальность» необходимо добавить положение о проблематизации существования уцелевшего в ситуации возвращения.

Постэкстремальная проблематизация уцелевшего затрагивает не только сферу адаптации, но и сферу роста и развития (Магомед-Эминов М.Ш. и др., 1990), о чем пойдет речь в следующей главе. Термин ПТСР создан с использованием двух терминов - травма и стресс, которые обычно не так часто связывались в литературе. Выделение в DSM-III посттравматического стрессового расстройства (DSM-III, 1980), во-первых, унифицировало все разнообразные экстремальные ситуации, которые рассматривались до сих пор чисто номинально и по отдельности; во-вторых, унифицировало все синдромы (боевое истощение, операционная усталость, концентрационный синдром и др.) в рамках неспецифической формы; в-третьих, отождествило экстремальность с травматической ситуацией (отодвинув фактор адаптации, испытания, стойкости, мужества, роста, просветления, мудрости); в-четвертых, связало травматический стресс с расстройством. В результате, экстремальная ситуация и тематизируется как ситуация, которая вызывает психическую травму, ПТСР, т.е. травматическая ситуация.

Для преодоления возникшей односторонности мы будем разграничивать экстремальную ситуацию и травматическую ситуацию. Экстремальная ситуация может быть травматической, а может быть нетравматической, в свою очередь травматическая ситуация может вызвать, а может и не вызвать психическую травму. Развитие психической травмы можно описать в виде трех последовательны процессов:

1) динамики жизни уцелевшего как единства трех модусов жизни - «до-мира» (претравматической ситуации), «в-мира» (травматической ситуации), «постмира» (посттравматической ситуацией) и двух транзитных периодов, и смысловой динамики;

единства травматического опыта и опыта возвращения, в том числе первичной травмы и вторичной травмы, последовательности трансформации опыта - вхождения в травматическую ситуацию - пребывания в травматической ситуации - выхода из травматической ситуации - ситуации возвращения (дезадаптации, адаптации, интеграции, самореализации);

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Собственное исследование.
Исследование которое было проведено мной, несомненно отличается от вышеприведенных исследований, поскольку пока ни образование, ни опыт не позволяет мне заниматься серьезной диагностикой влияния того или иного физического, психосоматическ ...

Диагностика психического развития младших школьников
Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Она направлена на измерение какого-то качества, постановку диагноза и на этой основе, ...

Карточка психологического обследования первоклассника
Фамилия, имя . . Дата обследования Психологические показатели готовности Оценочные уровни 1. Умственная активность 2. Саморегуляция 3. Фонематический слух 4. Словарное развитие 5. Кратковременная память 6. Умозаключение ...