Практическая работа по формированию национального самосознания детей старшего дошкольного возраста. Организация исследования

Материалы » Влияние русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста » Практическая работа по формированию национального самосознания детей старшего дошкольного возраста. Организация исследования

Современное общество поднялось на ту ступень развития, на которой осознается ценность личностного начала в человеке, высоко оценивается всестороннее развитие личности.

Непомнящая Н.И. отметила значимость для становления личности именно старшего дошкольного возраста, в свете соответствия этого процесса истинным потребностям и возможностям ребенка.

По мнению Божович Л.И. именно в дошкольном возрасте дети начинают осознавать себя субъектами в системе социальных отношений, у них формируется внутренняя позиция, которая отражает степень их удовлетворения своим местом в этих отношениях. Именно этот возрастной период сензитивен для формирования фундамента личности ребенка.

Рогов Е.И. отметил, что помимо различных процедур, необходимо занимать ребенка какой-либо деятельностью в течение дня, т.к. психика предназначена для активности.

Национальное самосознание представляет сложное структурное образование, включающее в себя осознание национальной принадлежности (национальная самоидентификация), интерес и уважение к истории своей нации, стремление к развитию национального языка, культуры.

В настоящее время в практике ДОУ для работы с дошкольниками применяются разнообразные программы по ознакомлению детей с русской народной культурой, которые направлены на развитие внимания, памяти, формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ним соприкоснуться, отзывчивости к русской народной культуре, воспитание у детей желания познавать русскую народную культуру.

При этом интерес составляет исследование влияния русской народной культуры на самосознание старших дошкольников не только на отдельные психологические процессы, но и на всю личность в целом, фундамент которой закладывается именно в старшем дошкольном возрасте, что имеет значение и для дальнейшего развития ребенка, особенно на такой ее компонент, как самосознание, представление собственного «Я», «Я»-концепцию, являющееся ядром человеческой личности.

Наше исследование проводилось на базе детского сада № 322 и детского сада № 524. В нашем исследовании проводилась работа с детьми в возрасте от 5 до 7 лет. Для детей старшего дошкольного возраста характерно накопление данных о своих возможностях благодаря личному опыту. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связи между индивидуальным опытом ребенка, информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, старший дошкольник получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

Нами были организованы:

1. констатирующий этап эксперимента по выявлению начального уровня сформированности самосознания старших дошкольников, в котором участвовало 40 детей старшего дошкольного возраста, из этих детей была сделана выборка 20-ти детей в экспериментальную группу;

2. формирующий этап эксперимента в ходе, которого была проведена работа по формированию самосознания 20-ти старших дошкольников на занятиях по ознакомлению детей с русской народной культурой;

3. контрольный этап эксперимента по диагностике конечного уровня сформированности самосознания детей старшего дошкольного возраста, в котором участвовали 20 детей из экспериментальной и 20 детей из контрольной группы.

Другое по теме:

Показатели эксперимента
Проведя необходимые вычисления, мы получили следующий результат (см. приложение 5). Групповые индексы группы клиентов для положительных выборов Плотность Сплоченность Устойчивость Напряженность 0,105 0,126 1,5 ...

Механизмы специфических и неспецифических психологических защит, а так же манипуляции, от которых не следует защищаться
Среди механизмов специфических защит в зависимости от уровня, на котором они действуют, можно выделить три подвида. К первому уровню относятся те, что имеют связь с особенностями угрозы, которую несёт манипуляция. Действуют они в собствен ...

Внимание как условие усвоения
Для усвоения любого учебного материала необходимо внимание. Как выразился Ушинский, внимание «та дверь, через которую проходит все то, что только входит в душу человека внешнего мира». Если учителю не удается добиться внимания учащимся кл ...