Когнитивное развитиеСтраница 1
Пиаже и его последователи чувствовали, что схемы являются основной ячейкой, необходимой для организации и функционирования человеческого ума Пиаже (1952), а также Флавел (Flavell, 1963)[1] дали определение схемы как «связанной, повторяемой последовательности действий, характеризуемой тем, что ее компонентные действия тесно взаимосвязаны и подчиняются основному смыслу»[2]. Вэдсворт (Wadsworth, 1989) предлагал представлять себе схемы как «каталожные» карточки, хранящиеся в определенной последовательности в мозгу, причем каждая говорит своему хозяину, как определять поступающие в мозг раздражители и как на них реагировать. У младенца имеется небольшое число маленьких «каталожных карточек», каждая из которых представляет собой рефлекторную схему, например схему хватания или сосания. Напротив, взрослые люди обладают множеством больших «каталожных карточек». Они и должны быть большими, чтобы можно было следить за жизненным опытом, связанным с каждой схемой и теми уточнениями поведения, которые, возможно, получаются из некоторых таких опытов[3].
Схемы помогают людям поместить какой-то предмет или какое-то событие в определенный класс или категорию, принять решение, как действовать по отношению к этому предмету или как реагировать на это событие. Часто первоначально необходимый акт состоит в том, чтобы дать название или распознать ситуацию так, чтобы можно было соответствующим образом прореагировать на нее. Когда вам дают список бакалейных продуктов и стоимость каждого из них и спрашивают общую стоимость, то у нас есть схема, позволяющая распознать, что сложение является здесь подобающим арифметическим действием, а также другая схема, которая помогает нам выполнить этот процесс сложения и получить решение.
Согласно описанию, данному Пиаже, схемы, по-видимому, совершенно похожи на порождающие правила или процедурное знание, на утверждения типа «как сделать» или «если ., то .». Процедурное знание является представлением «последовательностей действия» в современной теории познания или обработки информации. Когда Пиаже, чья работа предшествовала появлению современной теории обработки информации, говорил о развитии мыслительных процессов у людей, он ссылался на увеличение числа сложности схем, усвоенных данным человеком. После того как человек овладевал этими схемами, они всегда были в его распоряжении, чтобы использовать их для действия, распознавания или реагирования на любой предмет или событие, которое ему или ей встречались[4].
Основное положение теории развития Пиаже состоит в том, что организм взаимодействует с окружающей средой и такая связь называется адаптацией[5]. При адаптации в среде организм вырабатывает схемы, которые позволяют ему продолжить функционировать в этой среде.
Сама суть жизни есть продолжающееся и неоднократное взаимодействие между организмом и окружающей его средой, которое позволяет организму функционировать.
Пиаже (1952)[6] постулировал наличие двух механизмов для выполнения адаптации. Первый из них, ассимиляция, — это процесс, используемый для включения новой информации в существующие схемы, которые достаточны, чтобы понять ее. Это означает, что, когда кто-то встречает что-то новое, он или она стараются как-то обращаться с этим новым (т.е. распознать, что это такое, или как-то реагировать на это), используя существующую схему или план действия. В результате схема не претерпевает существенного изменения, но она увеличивается, чтобы включить в себя новый опыт и результат реагирования на него.
Ассимиляция несколько напоминает бихевиористскую концепцию обобщения стимула, в которой организм — после того как он научился реагировать на один стимул — отвечает таким же образом на другие стимулы, которые похожи на первоначальный. Такая тенденция усиливается, если результат реагирования на новый, но похожий стимул оказывается удовлетворительным, как и в случае, когда организм реагировал на первоначальный стимул.
Предположим, что вы преподаете, а учащаяся, которая не выполнила свое задание, приводит в свое оправдание что-то, о чем вы раньше никогда не слышали. У вас уже есть схема того, как поступать в случае невыполнения задания, и вы ассимилируете этот новый опыт в эту схему и реагируете тем, что даете ей дополнительное задание, как бы вы сделали с любым другим, не выполнившим задания, независимо от обстоятельств. Вы адаптировались к новой ситуаций, используя уже имеющийся план, как вести себя в ней. Вы не прибавили себе новой схемы, вы просто подобрали подходящую схему из имеющихся.
В отличие от ассимиляции, второй адаптивный механизм, постулированный Пиаже[7], — аккомодация — представляет собой процесс, используемый для видоизменения существующей схемы с тем, чтобы суметь понять информацию, которая иначе оказалась бы совершенно непонятной при существующих схемах. На этот раз человек, приобретающий новый опыт, не может справиться с ним при помощи существующей схемы — ни одна из них не подходит для этого достаточно хорошо. Такой человек должен изменить существующую схему и создать новую с тем, чтобы суметь проявить адаптивную реакцию. Это напоминает концепцию процесса учения или решения проблем, когда-то, что известно, не работает в данной ситуации, надо попробовать что-то новое.
Другое по теме:
Проявление агрессивности в подростковом возрасте
Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, когда выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении ли ...
Основная часть. Игра как ведущая
деятельность в дошкольном возрасте . Общая характеристика игры дошкольника
Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития.
Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеал ...
Состояние здоровья
1. Особенности развития ребенка на этапе дошкольного детства (указать конкретные обстоятельства, если таковые имелись, повлиявшие на развитие ребенка: тяжелые роды, травмы, длительные заболевания). .
2. Темпы развития в дошкольном детс ...