Когнитивное развитиеСтраница 3
Для чего используется интеллект или, другими словами, какова его продукция? Пиаже отвечает на это — операции. Операции представляют собой системы или координированные серии действий, которые используются для того, чтобы иметь дело с предметами или событиями. К примеру, идентификация является операцией, как и арифметическое сложение или классификация. Все действия, которые люди способны предпринять в рамках систем логики или математики, составляют операции (Piaget, 1950)[11]. По мере того, как люди взрослеют, их мышление организуется, образуя все лучше и лучше определенные системы. Взрослея, люди могут выполнять все больше и больше операций, и эти операции становятся все более сложными.
Каждая из четырех стадий развития, выделенных Пиаже, характеризуется выполнением какой-то отличительной операции. Пожалуй, лучше других исследована операция сохранения.
Эта операция представляет собой развитие схемы, позволяющей человеку осознать или признать, что количество вещества остается одним и тем же даже в том случае, когда его форма и расположение меняются. Когда ребенок совершает операцию сохранения, этот ребенок понимает, что количество вещества сохраняется, или остается одним и тем же, независимо от того, как его делят механически. Если в каждый из двух стаканов (один высокий, другой низкий) мы нальем фиксированное количество воды, то количество воды в каждом стакане будет одинаковым, даже если может показаться, что высокий стакан содержит больше воды (см. рис.1)[12].
Рис.1
Если мы разложили 10 пуговиц в 1 ряд или в 2 ряда, то общее число пуговиц будет одинаковым в обоих случаях, даже если может показаться, что при расположении в 1 ряд пуговиц будет больше (см. рис. 2).
Рисунок 2[13]
Другими словами, ребенок может использовать операцию сохранения, если способен отделить то, что кажется, от логического осознания того факта, что количества остаются неизменными независимо от их расположения или размещения. Это - конкретная операция, поскольку она связана с проведением различия между тем, что есть, и тем, что кажется, но эта операция также является чрезвычайно важной, ибо она отражает наличие интеллектуальной структуры, которая дает возможность думать о количествах и величинах до и после изменения их взаимного расположения. Для того чтобы быть в состоянии выполнить операцию сохранения, ребенок должен суметь мысленно обратить операцию, мысленно собрать то, что было разобрано на части. Как только обратимость достигнута как схема, ею можно пользоваться снова и снова для решения проблем, связанных с сохранением.
Теория Пиаже[14] - это теория развития, или теория изменений интеллекта со временем. Как мы увидим, эти изменения представлены стадиями, через которые проходят дети в своем развитии которые характеризуются разными адаптациями в зависимости от существующих схем и разработки новых схем. До того как мы опишем эти стадии, полезно будет рассмотреть четыре фактора, которые Пиаже (1961)[15] считает способствующими интеллектуальному развитию.
Первый фактор - наследственность, которая оказывает влияние на темпы взросления человека. Согласно Пиаже, взросление не вызывает развития интеллектуальных структур, оно скорее определяет область возможностей, имеющихся на какой-то конкретной стадии, т.е. определяет, может ли какая-то конкретная структура развиться на какой-то конкретной стадии, но не обязательно, что она там появится. Отсюда ясно, что взросление налагает широкие ограничения на интеллектуальное развитие. Оно обеспечивает потенциал для появления конкретных структур, но появятся они на самом деле или не появятся, зависит от следующих трех факторов.
Второй фактор - активный опыт, или действия ребенка, совершенные в окружающей его среде. Эти действия могут быть физическими или мысленными, причем они могут быть связаны как с предметами, таки с людьми. Дети, чье детство богато активным опытом, с большей вероятностью разовьют у себя те структуры, которые характеризуют каждую стадию, и пройдут через все четыре стадии, чем те дети, у которых был ограниченный или бедный опыт. Начальные школьные программы вроде программы «Хедстарт» и телевизионные программы с участием детей или программы имитационного типа вроде программы «На улице Сезам» служат увеличению активного опыта детей, у которых, в частности, может не быть возможности получить такой опыт в повседневной жизни.
Третий фактор - социальное взаимодействие, или обмен идеями между людьми. Это особенно важно для развития идей, у которых нет физического эквивалента, которые нельзя соотнести с каким-то физическим предметом, нельзя видеть или слышать: например, идея свободы или справедливости. Развитие социально определенных концепций очень сильно зависит от социального взаимодействия.
Другое по теме:
Развитие высших психических функций у человека
Развитие психики на уровне человека идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства исследования окружающего мира, изобретению и широко ...
Рефлексы и
инстинкты
Познай себя, и ты познаешь вселенную и богов.
/ Древнегреческая пословица /
Человек рождается и начинает свое физическое развитие, ничем не отличающееся от развития любого другого живого организма. Ведущей физиологической системой его о ...
Охарактеризуйте основные структурные элементы конфликта.
Конфликты различают и по их значению для организации, а также способу их разрешения.
Различают конструктивные и деструктивные конфликты.
Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, п ...