Когнитивное развитиеСтраница 4
Четвертый фактор - уравновешивание, которое мы уже ввели в рассмотрение. Согласно Пиаже (1977)[16], процесс уравновешивания объединяет координацию между тремя другими факторами. Но помимо этого уравновешивание служит средством саморегулирования, каторг дает человеку возможность обработать новую информацию либо посредством ассимиляции, либо посредством аккомодации и идти к равновесию с окружающей средой.
Взятые вместе, эти четыре фактора объясняют не только непрерывность процессов развития, но также и те резкие изменения, которые происходят при смене одного периода другим.
Эти четыре стадии не являются абсолютными ни с точки зрения, времени, когда они имеют место, ни с точки зрения их характеристик. Они, скорее всего, представляют собой ряд тенденций, претворяемых в жизнь с помощью рассмотренных выше четырех факторов развития. Эти стадии кратко изложены в табл. 1, а каждая в отдельности описана ниже.
Сенсорно-моторная стадия (возраст от 0 до 2 лет). Эта стадия охватывает время от рождения ребенка до того момента, как он начинает говорить. В самом начале новорожденный ребенок не отличает себя от окружающих предметов, а в конце этой стадии ребенок распознает себя как часть гораздо большего мира (Пиаже, 1967)[17]. Главные темы этой стадии развития связаны с постепенным развитием представлений ребенка о предмете (вещах, находящихся вне его) и причинности (или связи между причиной и следствием). Пиаже разделяет эту стадию на шесть периодов; каждый из них характеризуется появлением все более сложного поведения, в котором играют роль связи между чувствами (зрительным, слуховым и осязательным) и фактическими движениями, или моторным поведением.
Главная ассимиляционная деятельность на этой стадии — это то, что Пиаже (1952) назвал циркулярной реакцией, в которой маленький ребенок пытается воспроизвести интересные события или продлить интересные зрительные образы. Сначала такой ребенок сталкивается с каким-то жизненным опытом в результате какого-то поступка, а затем старается повторить этот опыт, повторив свой первоначальный поступок в чем-то вроде ритмического цикла (Piaget, 1952)[18]. Такое повторение событий позволяет ребенку ассимилировать опыт и совершать новые адаптации, например увеличение осознания того, что существуют какие-то конкретные предметы, и понимания связи между причиной и следствием. Вслед за непродолжительным первым периодом, длящимся приблизительно один месяц после рождения ребенка, в течение которого младенец проявляет только рефлекторную деятельность начинают впервые появляться циркулярные реакции. Во втором периоде, который продолжается вплоть до четвертого месяца жизни, появляется первичная циркулярная реакция, в которой основной акцент делается на
Таблица 1. Общее представление и краткое описание четырех стадий развития[19]
|
Стадия |
Возраст* |
Общее представление |
|
Сенсорно-моторная |
0-2 года |
Поведение, прежде всего моторное, связанное со схемами действия, например доставание или хватание предметов. Циркулярные реакции характеризуются обучением благодаря повторению. Довербальная и предшествующая появлению мышления. Заканчивается пониманием постоянства предметов. |
|
Дооперациональная |
2-7 лет |
Развитие языка и дологического мышления. Основное внимание направлено на собственную личность и собственные перспективы без способности изменять свою точку зрения. |
|
Конкретные операции |
7-11 лет |
Развитие способности применять логику на основе конкретного соответствия между событием и его объяснением. Развивается способность к сохранению. |
|
Формальные операции |
11-15 лет |
Структуры мышления достигают своего высочайшего уровня развития, давая возможность вести логические рассуждения. Ребенок может придумывать объяснения событий, рассматривая различные комбинации переменных величин. |
|
*Все возрасты указаны приближенно. | ||
собственное тело ребенка и которая направлена на манипуляцию каким-либо предметом.
Другое по теме:
О соотношении биологического и социального в генезисе преступного поведения
Признание того факта, что преступность как социальное явление имеет, прежде всего, социальную обусловленность, отнюдь не обозначает игнорирования индивидных свойств личности при изучении генезиса преступного поведения. Выявление роли и ме ...
Результаты исследования особенностей морального поведения
В соответствии с проблемой исследования, целями, задачами, гипотезой, объектом, предметом, а также предложенным комплексом психодиагностических методик на первом этапе исследования мы провели изучение особенностей морально-нравственного с ...
Собственное исследование.
Исследование которое было проведено мной, несомненно отличается от вышеприведенных исследований, поскольку пока ни образование, ни опыт не позволяет мне заниматься серьезной диагностикой влияния того или иного физического, психосоматическ ...
