Проблема индивидуальных различий в развитии способностей у детей дошкольного
возраста в работах отечественных психологовСтраница 2
При этом природная основа индивидуальных различий в развитии способностей может определять только их психодинамическую составляющую, в то время как их содержательная сторона определяется спецификой воздействия культуры. Единство психодинамической и содержательной сторон индивидуальности может проявляться в выборе индивидуального стиля деятельности, обеспечивающего субъекту наибольшую успешность ее выполнения. Развитие индивидуальности может рассматриваться как развитие саморегуляции, проявляющееся в выборе индивидуальных стратегий поведения.
Есть основания полагать, что индивидуальные различия в развитии способностей проявляются не только в индивидуальных способах, индивидуальных стилях выполнения деятельности (В.С.Мерлин), но и в различной успешности решения и предпочтения задач разных типов (Н. и А. Кауфманы). Если же рассматривать способности как действия с существующими в культуре средствами, то возможно выделение задач различных типов в зависимости от используемых ребенком средств решения и действий с ними.
Возможно выделить две группы основных средств, с помощью которых ребенок решает различные задачи. Это знаковые средства, используемые детьми при решении задач, которые могут быть названы объектно-ориентированными. Это задачи на объективный анализ окружающей действительности. Вторая группа средств – это символические средства, с помощью которых ребенок решает субъектно-ориентированные задачи, то есть задачи, требующие выражения своего отношения к действительности, организации смыслового пространства.
При этом решение каждой группы задач предполагает либо освоение знаковых или символических средств (репродуктивные задачи), либо их самостоятельное применение в творческой деятельности (продуктивные задачи). Таким образом, в целом можно выделить четыре типа задач: репродуктивные объектно-ориентированные, продуктивные объектно-ориентированные, репродуктивные субъектно-ориентированные и продуктивные субъектно-ориентированные. В этом случае индивидуальные различия в развитии способностей детей могут рассматриваться как проявление различной успешности и различных предпочтений при решении задач того или иного типа. Индивидуальность ребенка может проявляться не просто в используемом им способе деятельности, но в устойчивом предпочтении определенных задач и доминировании той или иной группы способностей, требуемых для их решения.
Другое по теме:
Развитие сплоченности студенческого коллектива
Развитость коллектива можно проанализировать относительно показателей развитости коллектива[9]:
1. мобильность при выполнении коллективных дел, стремление к решению творческих задач и активное участие каждого в их решении;
2. дружеские ...
Физические характеристики одаренности
Существуют два соперничающих стереотипа физических характеристик одаренных детей. Первый – это тощий, маленький, бледный «книжный червь» в очках. Другой же – выдвинутый Терменом в его монументальной работе «Изучение гения» - говорит нам, ...
Теоретические подходы к исследованию социальной идентичности
На основе проведенного анализа работ в области исследования личности можно выделить ряд теоретических подходов, которые со ставили историю формирования данной проблематики психоаналитическое направление (3. Фрейд, Э. Эриксон., Дж. Марсиа, ...