Исследование типов темперамента и уровня развития памяти у детей. Организация и методы исследованияСтраница 1
Для подтверждения гипотезы было проведено опытно- педагогическое исследование в период прохождения государственной практики на базе МОУ СОШ №7 г. Заринска во 2-ом классе. В исследовании принимали участие 10учащихся. Работа проходила в 2 этапа. Цель первого этапа - определить типы темперамента школьников и исследовать состояние памяти детей. Для реализации поставленной цели были проведены следующие методики:
-личностный опросник Р. Кеттела (детский вариант) (приложение А)
Цель: определить типы темперамента учащихся.
-«Паспорт темперамента» А. Белова (приложение Д)
Цель: определить ведущий тип темперамента каждого ребенка.
Методика Р. Кеттела содержит 5 шкал, которым соответствует 5 черт личности: экстраверсия, уверенность в себе, эмоциональная невозмутимость, смелость, оптимизм. Для диагностики детям было предложено ответить на 50 вопросов. Т. к. для учащихся 2 класса это большая нагрузка, тестирование проводилось в 2 этапа. При определении количества баллов, полученных ребенком за каждую из оцениваемых черт личности, использовался стандартный ключ (приложение Б), который накладывается на опросный лист (приложение В). Ключ представляет собой шаблон, с помощью которого быстро находятся и подсчитываются нужные баллы. Каждая черта личности обозначена на шаблоне цифрой, и те ответы, которые совпадают с шаблоном, оцениваются в 1 балл. Баллы суммируются для каждой черты личности, каждая оценка переводится в 10-бальную путем соотнесения с нормативными данными (приложение Г). На основе полученных данных мы определяли типы темперамента каждого учащегося. По результатам методики мы выявили, что во 2 А классе из 100% детей (27 чел.) 33%- холерики, 26%-сангвиники, 26%- флегматики, 15%- меланхолики.
Для чистоты эксперимента проводилась методика «Паспорт темперамента» А. Белова, с помощью которой мы определяли ведущий тип темперамента каждого ребенка. Данная методика представляет собой опросник из четырех блоков слов по 20 в каждом. Дети должны были отметить в каждом «паспорте» знаком «+» те качества, которые они у себя замечали. Диагностика также проводилась в несколько этапов. По результатам опроса подсчитывалось количество отмеченных качеств в каждом «паспорте», находилось общее количество по всем блокам по формуле:
А=Ах+Ас+Аф+Ам
Затем находился преобладающий тип темперамента каждого учащегося по формулам:
Тх=(Ах/А×100%)
Тс=(Ас/А×100%)
Тф=(Аф/А×100%)
Тм=(Ам/А×100%)
Результаты 2х методик полностью совпадают.
Во время проведения методик дети вели себя по-разному: одни постоянно отвлекались, мешали другим ребятам, задавали много вопросов, другие добросовестно выполняли задание; некоторые быстро уставали, другие напротив, не выглядели утомленными даже в конце работы; одни справились с заданиями быстро и самостоятельно, другие же наоборот, закончили самыми последними. Наблюдение за детьми во время тестирования, на учебных занятиях и на переменах также подтвердило результаты обеих методик.
Для исследования уровня развития памяти была выделена группа детей из 12 человек – по 3 каждого типа темперамента для удобства сравнения результатов (Приложение Е). При работе с данной группой мы использовали следующие методики:
- «образная память»
Цель: изучение кратковременной образной памяти.
- «узнавание фигур»
Цель: исследования процесса запоминания.
- «заучивание 10 слов»
Цель: исследование динамичности и продуктивности заучивания.
Данные методики рассчитаны на индивидуальные формы работы. Каждому ребенку они были предложены последовательно.
Для детей младшего школьного возраста зрительное восприятие образа важнее слухового, поэтому мы выбрали 2 методики на зрительную память и одну – на слуховую. С помощью методики «образная память» мы определяли уровень развития кратковременной образной памяти. Для этого ребенку на 20 секунд предъявлялась таблица с рисунками (16 изображений), после чего нужно было записать или зарисовать все, что удалось запомнить. Уровень развития оценивался в баллах – таблица 1 (норма-6 и более правильных ответов)
Таблица 1
Оценка, баллы |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Кол-во воспр. образов |
15-16 |
13-14 |
10-12 |
7-9 |
6 |
5 |
4 |
3 |
1-2 |
Другое по теме:
Структура и функции общения.
К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения (или ком ...
Процедура определения экстрасенсорных способностей
Определение экстрасенсорных способностей проводилось посредством специального теста «Обладаете ли Вы экстрасенсорными способностями?».
Тест на экстрасенсорные способности состоит из ряда вопросов и практических заданий. На все вопросы ну ...
Экспериментальная часть. Обоснование выбора методики
исследования
В современной педагогической литературе: отмечается, что работа с детьми осложнилась, что дети сейчас не те, избалованы, эмоционально неустойчивы, имеются проблемы в общении и т.д. Для продуктивной педагогической деятельности, прежде всег ...