Методика на основе 16 факторного опросника Кеттела, опросника Айзенка и методики Смекала и Кучера
Страница 1

Материалы » Анализ существующих подходов оценки психологической устойчивости личности при работе с конфиденциальной информацией » Методика на основе 16 факторного опросника Кеттела, опросника Айзенка и методики Смекала и Кучера

Опросник Кеттела

Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно да­ется соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе от­ветов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.

Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов (форма С) на каждой из ко­торых предлагается три варианта ответов (а, Ь, с). Испытуемый выбирает и фик­сирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придержи­ваться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришед­ший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.

Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходя­щих в конечном итоге к тем или иным факторам.

Обработка результатов ведется по специальному ключу, где даны номера во­просов и количество баллов, которые получают ответ а, Ь, с в каждом вопросе. В тех клеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равно нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или О баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов (в правый столбик), экспериментатор получает профиль личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Эти оценки переводятся в стандартные (стены) по таблице 3. Затем экспериментатор определяет какое развитие получил каждый фактор: низкая, средняя, высокая, выписывает черты, характеризующие степень их развития и анализирует результаты. Если какая - либо из черт вызывает сомнение, лучше ее не включать в характеристику.

Чтобы результаты были надежными, следует подтвердить их с помощью дру­гих методик или с помощью другой формы этого же теста.

Результаты применения данной методики позволяют определить психологи­ческое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем ка­ждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внут­ренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроем того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:

1.Интеллектуальный блок:

факторы: В - общий уровень интеллекта; М ­уро­вень развития воображения; Q 1 - восприимчивость к новому радикализму.

2.Эмоционально-волевой блок:

факторы: С - эмоциональная устойчивость; О ­степень тревожности; Q 3 - наличие внутренних напряжений; Q 4 - уровень развития самоконтроля; G - степень социальной нормированности и организованности.

3.Коммуникативный блок: факторы: А - открытость, замкнутость; Н­сме­лость; L - отношение к людям; Е - степень доминирования ­подчиненности; Q 2 - зависимость от группы; N - динамичность.

До некоторой степени эти факторы соответствуют факторам экстраверсии ­интраверсии и нейротизма по Айзенку, а так же могут быть интерпретированы с точки зрения общей направленности личности: на задачу, на себя, на других. В связи с этим, данную методику можно применять в сочетании с исследованием темпераментных особенностей личности по Айзенку (57 вопросов) и методикой Смекала и Кучера, адаптированной Пейсаховым, на выявление общей направлен­ности личности.

Вопросы опросника Кеттела

Инструкция ucпытуемому: Перед вами вопросы, которые помогут выяс­нить особенности вашего характера, Вашей личности. Не существует "верных" и "неверных" ответов, так как каждый прав по отношению к своим собственным взглядам. Вы должны хотеть отвечать точно и правдиво. В начале Вы должны от­ветить на четыре вопроса, которые даны в качестве образца и посмотреть не нуж­даетесь ли Вы в дополнительных разъяснениях. Вы должны зачеркнуть соответст­вующие Вашему ответу квадратик на специальном бланке для ответа. Существует три возможных ответа на каждый вопрос. Пример:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Определение понятия «Психологическая готовность к материнству» и характеристика её составляющих.
С точки зрения исследователя материнства Матвеевой Е.В. основной детерминантой материнского поведения является степень психологической готовности к материнству. Исходная позиция автора состоит в том, что успешность выполнения материнских ...

Инновационный подход в организации пространственно-предметного компонента среды
В современных быстро изменяющихся экономических и социальных условиях образованию принадлежит важная роль в формировании инновационного пути развития экономики страны и регионов. Мировой опыт показывает, что инновационная деятельность, ко ...

Психологические особенности межличностной сферы руководителя
Межличностные отношения являются одной из сторон межличностного общения, отражая его содержательную наполненность, интенсивность, длительность. Понятие «межличностные отношения» призвано внести новый смысл и дополнительные оттенки в описа ...