Теоретико-методологический аспект межличностных отношений в педагогическом общении. Научно-методологические подходы к изучению общения
Страница 5

Материалы » Изучение межличностных отношений будущих специалистов–педагогов в период обучения » Теоретико-методологический аспект межличностных отношений в педагогическом общении. Научно-методологические подходы к изучению общения

3.Подтверждающая функция, смысл ее в том, что в процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и как бы подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и в своей ценности, человек ищет точку опоры в другом человеке. Еще У.Джеймс отмечал, что для человека "не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным".

4. Функция организации и поддержании межличностных отношений. Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений (от интимно-личностных до сугубо деловых), для любого человека неизменно сопряжено с оцениванием людей и установлением с ними определенных эмоциональных отношений – либо положительных, либо отрицательных по своему знаку.

Эмоциональные отношения к другому человеку практически всегда могут быть выражены в терминах "симпатии – антипатии", "нравится – не нравится". Эмоциональные межличностные отношения пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, накладывая отпечаток и на деловые, и даже на ролевые отношения.

5. Внутриличностная функция. В данном случае общение человека с самим собой, через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по принципу диалога, может рассматриваться как универсальный способ мышления человека. Л.С.Выготский отмечал в связи с этим, что "…человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения".

Для определения сущности общения важным оказывается развиваемая представление о функциональной и уровневой организации общения (Б.Д. Парыгин, Г.М. Андреева, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.).

Так, определяя общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является взаимное познание и обмен информацией с помощью различных отношений, благоприятных для процесса совместной деятельности», В. Н. Панфёров выделил в нем четыре момента: связь, взаимодействие, познание, взаимоотношение, соответственно наметив и четыре подхода к изучению общения:

· Коммуникативный

· Информационный

· Гностический (познавательный)

· Регулятивный.

Б. Ф. Ломов выделил три стороны (функции) общения: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную, подчёркивая обязательность коммуникативного компонента как приёма и передачи сообщения, регуляции поведения и наличие отношения, переживания, т.е. аффективного компонента.

В настоящее время распространённым является подход, согласно которому в общении рассматриваются коммуникативная, интегративная и перцептивная стороны. Следует отметить, что в педагогическое общение одновременно реализуют все эти функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств.

· Коммуникативная сторона реализуется в обмене информацией;

· Интерактивная – регуляция взаимодействия партнеров общения при условии однозначности кодирования и декодирования ими знаковых (вербальных, невербальных) систем общения;

· Перцептивная реализуется в «прочтении» собеседника за счёт таких психологических механизмов, как сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия.

Коммуникативная функция общения между людьми имеет свою специфику.

- общение – это не просто обмен или движение информации, а отношение двух индивидов, каждый из которых выступает активным субъектом;

- обмен информацией предусматривает взаимовлияние субъектов, предполагает психологическое воздействие на поведение партнёра с целью его изменения;

- коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда субъекты говорят на одном языке;

- для общения характерны коммуникативные барьеры, носящие социальный или психологический характер.

Специфика межличностной коммуникации раскрывается в следующих процессах и феноменах: 1) процесс обратной связи; 2) наличие коммуникативных барьеров; 3) существование различных уровней передачи информации.

Обратная связь в межличностном общении.

Информация в общении не просто передается от одного партнера к другому, а ею обмениваются. Отсюда, встает задача информационного обмена: выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу определенной ситуации или проблемы общения. Для решения это задачи работает особый механизм, характерный исключительно для межличностного общения – механизм обратной связи.

Таким образом, обратная связь – это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора.

Цель обратной связи – помощь партнеру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей.

Обратная связь может осуществляться различными путями: говорят о прямой и косвенной обратной связи.

В первом случае, информация, поступающая от реципиента, в открытой и недвусмысленной форме содержит реакцию на поведение говорящего.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме:

Современные дети и современные игры в зеркале психологии
Сохранилось ли значение игры как ведущей деятельности у современных дошкольников? Как и во что играют сегодня дети? Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, заключ ...

Особенности проявления темперамента у младших школьников
Каждый ребенок имеет свои индивидуально-типологические особенности, которые особенно ярко проявляются именно в младшем школьном возрасте. Рассмотрим характеристику типов темперамента младших школьников. 1) Сильный, уравновешенный (процес ...

Практическая работа по формированию национального самосознания детей старшего дошкольного возраста. Организация исследования
Современное общество поднялось на ту ступень развития, на которой осознается ценность личностного начала в человеке, высоко оценивается всестороннее развитие личности. Непомнящая Н.И. отметила значимость для становления личности именно с ...