Теоретико-методологический аспект межличностных отношений в педагогическом
общении. Научно-методологические подходы к изучению общенияСтраница 6
Такая обратная связь обеспечивает адекватной понимание ее коммуникатором, создает условия для эффективного общения.
Косвенная обратная связь – это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации: риторические вопросы, насмешки, иронические замечания, эмоциональные реакции. В данном случае, коммуникатор должен сам догадаться, что именно хотел сказать ему партнер по общению, какова на самом деле его реакция и отношение к коммуникатору. Догадки не всегда бывают верными, что осложняет процесс общения.
Коммуникативные барьеры.
В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только и не столько обменяться информацией, сколько добиться ее адекватного понимания партнерами. Отсюда возникает особая проблема: интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора к реципиенту.
Одну и ту же информацию разные люди могут воспринять различно в зависимости от своих предпочтений, привычек, пристрастий.
Зависимость адекватного восприятия информации связана с наличием или отсутствием коммуникативных барьеров в общении.
Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.
В случае возникновения барьера информация искажается или теряет первоначальный смысл, или же вообще не поступает к реципиенту.
Можно говорить о существовании барьеров непонимания, социально-культурных различий и барьеров отношения.
I. Барьеры непонимания. Есть несколько причин их возникновения.
1. Из-за погрешностей в самом канале передачи информации – фонетическое непонимание. Оно возникает:
а) когда участники общения говорят на различных языках и диалектах;
б) имеют существенные дефекты речи и дикции;
в) искажают грамматический строй речи;
г) невыразительная быстрая речь-скороговорка;
д) речь с большим количеством слов-паразитов.
Пример: дети, создающие свой язык, малопонятный взрослому.
2. Семантический барьер непонимания – различия в системах значений (тезаурусах) участников общения (жаргон, сленг).
(Термин "тезаурус" – обозначает общую систему значений, принимаемых всеми членами группы).
Даже в рамках одной и той же культуры есть множество микро-культур, каждая из которых имеет свое "поле значений", характеризуется своим специфическим пониманием различных понятий, явлений или выражений. По-разному понимается смысл ценностей (красота, приличие, справедливость, долг и т.п.) в разных микро-культурах.
Каждая среда имеет свой мини-язык общения – воровской сленг, подростковый, студенческий и т.п. Все это может затруднять процесс общения, создавая семантический барьер.
Отсюда: важно уметь усваивать чужие семантические системы, чтобы говорить с людьми на "их языке", не провоцируя собственной специфической речью возникновения семантических барьеров.
3. Стилистический барьер непонимания – возникает:
а) при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения;
б) стиля речи и актуального психического состояния реципиента. Нельзя принять критическое замечание, если оно высказано в несоответствующей ситуации панибратской манере.
4. Логический барьер непонимания – когда логика рассуждений коммуникатора или слишком сложна для восприятия реципиента, или кажется ему неверной.
В психологическом плане можно говорить о наличии множества логик и логических систем доказательств: мужская – женская – детская и др.
II. Барьеры, связанные с социально-культурными различиями. Они могут быть
а) социальные,
б) религиозные,
в) профессиональные.
Эти различия могут приводить к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации.
В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, национальности, возраста.
Например, наибольшее значение для возникновения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предполагаемой информации. Само нежелание прислушиваться к мнению того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью ("яйца курицу не учат").
III. Барьеры отношения – чисто психологический феномен, возникающий в процессе общения коммуникатора и реципиента. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия к самому коммуникатору, которое переносится и на передаваемую им информацию.
Интерактивная функция общения связана с выработкой стратегии, тактики и техники взаимодействия людей, организацией их совместной деятельности для достижения определённых целей. Специфика интеракции в том, что она фиксирует не только обмен информации, но и, главное, организацию совместных действий, а следовательно, вырабатывает их формы и нормы.
Перцептивная функция общения объясняет восприятие и понимание другого человека самого себя, установление на этой основе взаимопонимания и взаимодействия. В акте общения включаются и работают все психические процессы. С их помощью воспринимаются и оцениваются индивидуальные особенности психики и поведения человека.
Другое по теме:
Организация культурно-досуговой деятельности с подростками отклоняющегося
поведения. Характеристика основных средств воздействия культурно-досуговой
деятельности на подростков отклоняющегося поведен
Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств сущностных сил человека и оптимизации социо-культурной среды, окружающей его. Процесс функционирования КДД можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализа ...
K4
– эмоциональное состояние организма
Мужчины обнажают свою душу, как женщины – тело, постепенно и лишь после упорной борьбы.
Многие психологи считают, чтобы влюбиться, необходимо особое состояние души. Другими словами, одного и того же человека можно сегодня безразлично про ...
Программа формирующего этапа эксперимента
Целью программы своего формирующего этапа эксперимента мы поставили выявить, обосновать и экспериментально проверить влияние русской народной культуры на самосознание старших дошкольников на занятиях в ДОУ.
Нами была разработана и утверж ...