Анализ и интерпретация результатов. Выводы
Страница 1

Материалы » Представление себя другим как способ самопознания » Анализ и интерпретация результатов. Выводы

Анализ результатов осуществлялся как качественно (содержательно анализировались ответы каждого испытуемого индивидуально), что позволяет проследить особенности представления себя другим, так и количественно (анализировалась частота ответов определенного типа на разные задания), что позволило сделать обобщение полученных данных и сделать вывод о том, подтвердились ли наши гипотезы или нет. Для доказательства гипотезы о том, что, представляя себя другим, человек планирует собственное развитие, мы предприняли следующие процедуры: 1) выяснили, каким испытуемый хочет быть – желаемое самоописание; 2) сопоставили выделенные им характеристики с характеристиками, которые он теми другими, в роли которых себя представляет; 3) выяснили каким испытуемому представляется его будущее; 4) сопоставили это представление о собственном будущем с развитием сюжета представления себя другим. Для доказательства гипотезы о том, что в процессе представления себя другим человек часто реализует потребности и желания, принципиально неосуществимые в реальной жизни мы предприняли следующее: 1) выявили какие потребности и желания каждый испытуемый считает неосуществимыми; 2) выявили степень удовлетворенности реальной жизнью; 3) сопоставили это с тем, какие потребности и желания осуществляют испытуемые в качестве других. Для выяснения предположения, что культурные тексты являются источником, из которого черпаются образы других, мы использовали следующие приемы: 1) выяснили круг чтения испытуемых; 2) выяснили склонны ли испытуемые видеть в персонажах себя, свою судьбу, хотят ли они походить на какого-либо персонажа; 3) проследили представляют ли испытуемые себя в роли каких-либо персонажей, каких именно. Для подтверждения предположения, что представляя себя другим человек лучше представляет каков он есть мы провели повторное тестирование на самоописание с целью проследить: 1) расширился ли набор характеристик, которыми субъект описывает себя; 2) вошли ли в этот набор характеристики тех других, в роли которых себя представлял субъект; 3) увеличилось ли количество шкал, присутствующих в самоописании. Кроме того, содержание представлений себя другим мы анализировали на предмет того, какие модусы в них представлены. Их мы сопоставили с теми модусами, которые получились в результате интерпретации собственной жизни испытуемых.

Так как в чистом виде нас не интересовал психологический портрет каждого испытуемого, то результаты по FPI мы интерпретировали параллельно с результатами по другим методикам. Профили никак не отразились ни на желании испытуемых представлять себя другими, ни на особенностях этих представлений. Мы можем сделать вывод, что человеку свойственно представлять себя другим независимо от его личностных особенностей. Полученные результаты по FPI представлены в Приложении III.

Собственно полученные нами личностные профили мы сопоставляли с реальными самоописаниями, чтобы выявить начальный уровень того, какими себя считают испытуемые, насколько хорошо они себя знают. Сопоставление самоописаний (какой я есть – реальное самоописание) и личностных профилей дало нам следующую картину (см. Приложение IV): мы не обнаружили противоречивых самоописаний, а также самоописаний противоречащих полученным личностным профилям. Однако следует отметить, что не все шкалы присутствовали в самоописаниях. В среднем каждый испытуемый отразил в самописании от 3 до 7 шкал. Чаще всего отражались шкалы №3 (депрессивность) – пессимистичный, неуверенный, грустный или смелый, уверенный, веселый, жизнерадостный, беспечный; №5 (социальная активность) – общительный, дружелюбный, одинокий; №6 (уравновешенность) – уверенный, упорный, спокойный, тревожный; №8 (застенчивость) – робкий, скромный, отважный, смелый; № 9 (открытость) – открытый, доверчивый, замкнутый, подозрительный; № 10 (экста-интроверсия) – общительный, активный, предприимчевый, эмоциональный. Подобная картина может свидетельствовать о том, что некоторые личностные особенности не осознаются или же не признаются существенными. В тоже время непротиворечивость профилей и самоописания свидетельствует в достаточно высоком уровне самопознания и откровения испытуемых.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Эмпирическое исследование.
Объектом исследования выступают руководители нижнего звена, работающие в социальной сфере. Предметом исследования являются стили управления, стратегии поведения в конфликтных ситуациях, качества лидерства. Основная гипотеза исследования ...

Проведение практической работы по проблеме влияния СМИ
Для решения проблемы негативного влияния средств массовой информации на подростков, проведем собрание на тему «Телевизор в жизни семьи» (См. Приложение 3). Собрание начнем с вступительного слова: «Телевизор в жизни подростка – это хорош ...

Этническое возрождение на территории «постсоветского» пространства
Итак, с позиции психолога можно определить этнос как устойчивую в своем существовании группу людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие. Рост этнической идентичности, затронувший ...