Анализ и интерпретация результатов. ВыводыСтраница 3
Рис. 1 Модусы, в которых интерпретируется собственная жизнь.
Как видно из рисунка, чаще всего собственная жизнь интерпретируется в модусах долга («Моя жизнь – это миссия на благо человечества…»), заботы (Моя жизнь – это помощь близким, воспитание дочери»), одиночества («Моя жизнь – это моя жизнь с моими радостями и моими трудностями») и страдания («Моя жизнь – это серые, скучные будни») Подробности оборудование для магазинов здесь.
Можно предположить, что данный мотив, возникнув один раз в попытках осмыслить и объяснить свою жизнь, может усматриваться как действующий и в других обстоятельствах, особенно, если субъект счел его доказанным последующими обстоятельствами, а также прослеживаться в сюжетах представления себя другим. Однако, мы попросили испытуемых 10 раз продолжить фразу «Жизнь – это». Все смогли продолжить эту фразу минимум 4 раза, причем полученные смысловые конструкции не совпадают с полученным в итоге мотивом собственной жизни. Следовательно, респонденты допускают возможность других интерпретаций их собственной жизни, или жизни других, «не моей жизни». Интересным является и тот факт, что 25% испытуемых смогли выделить персонаж, который похож на них судьбой. Причем, интерпретация его жизни совпала с главным модусом собственной жизни. Таким образом, субъект пытается усмотреть в культуре через Другого мотивы собственной жизни и, возможно, предположить, что ожидает его в будущем.
Следует отметить, что своей жизнью удовлетворены только 15%. Никому из испытуемых не удалось реализовать все, что хотелось. Многие хотели бы что-либо изменить в своем прошлом: поступки, жизненные выборы, отношения с людьми. То есть мы видим неудовлетворенность своим прошлым. У всех нашлись «три заветных желания» - в основном это желание успеха в различных сферах деятельности, желание более насыщенной жизни, то есть испытуемые пытались довести свою жизнь до идеала. Были и некоторые желания из разряда «просто хочется»: научиться кататься на коньках, вернуться на некоторое время в прошлое, узнать будущее, еще три желания на всякий случай и т.д. 42,5 % испытуемых не могут осуществить все, что хотят в принципе. В общем добиться желаемого испытуемым мешают обстоятельства и личностные особенности. Настоящая повседневная жизнь приносит удовлетворение 70%, однако и они желают разнообразия. Все свои надежды респонденты связывают с будущим. От будущего ожидается реализация своих желаний, которые сегодня не осуществимы, но их реализация возможна. 52,5% хотелось бы изменить что-либо в своей личности – желаемый результат описывался в среднем 2 – 5 прилагательными, которые присутствовали в желаемом самописании. 77,5% хотелось бы по-другому проявить себя, 27,5% признались, что мечтают о фантастическом, 82,5% думают, что их жизнь могла сложиться по-другому. Таким образом, это свидетельствует о том, что все испытуемые хотят в той или иной степени побыть другими, а следовательно и представляют себя другими.
Задание №5 было направлено на выяснение круга чтения и интересов. Наши испытуемые оказались довольно читающей публикой. Некоторые предпочитали смотреть фильмы. Среди любимых книг присутствуют книги трех видов: 1) классические литературные произведения, фильмы, которые смотрели все. Например: «Мастер и Маргарита», «Идиот» и т.д., фильм «Москва слезам не верит», комедии Э. Рязанова; 2) тексты, которые наиболее распространены в тот или иной период: «Тихий Дон», романы Д. Стилл, произведения Р. Толкиена и т.д.; 3) книги, которые не распространены, но субъект обнаружил в них что-либо важное для себя: Э. Крапп «Боги с небес», Г. Гессе «Игра в бисер», М. Расул «За день до любви». Мы получили некий набор текстов, из которых могут черпаться образы других. Далее мы попросили испытуемых назвать любимых персонажей. Персонажи в основном были героями любимых книг. Например: любимая книга «Граф Монте-Кристо» - любимый герой – граф, привлекает – ум, благородство, смелость. Следует отметить, что только у 7,5% испытуемых хотя бы один любимый персонаж совпал с теми, на которые они считают себя похожими, но как любимые и как похожие они содержат разные характеристики. Однако сам факт совпадения косвенно говорит нам о высокой степени самопринятия. У 25% испытуемых совпали любимые герои и те, у которых хотелось бы позаимствовать что-либо, у 67,5% совпали характеристики. В целом в качестве любимого персонажа можно назвать классического положительного героя, который обладает уверенностью в себе и своих силах, добротой, отзывчивостью, мудростью, смелостью, силой, общительностью и находчивостью. На него же в основном и хочется походить испытуемым. Таким образом, в культуре закрепляется положительный образ, который добивается успеха, на него ориентируются, следовательно он является идеалом, видимым как другой, на которого следует походить.
Другое по теме:
Коммуникативные барьеры. Психологические барьеры
В данной работе будем придерживаться следующего определения. "Барьер" общения – психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Барьер состоит в уси ...
Работа над ошибками
Страшно не упасть, а не подняться.
/ Немецкая пословица /
Человек должен созреть для любви. Вокруг огромное количество не сформировавшихся как личности мужчин и женщин. Они плывут по течению, надеясь на свою счастливую судьбу, не умея к ...
Произвольность и свободный выбор как сущностные свойства разума
Обсуждая проблему желательных сил (на наш взгляд это понятие Дамаскина очень близко понятию мотивации современной психологии), Иоанн Дамаскин исходит из следующего понимания природы человека, отражающего взгляд христианской философии. Чел ...