Анализ и интерпретация результатов. Выводы
Страница 4

Материалы » Представление себя другим как способ самопознания » Анализ и интерпретация результатов. Выводы

Мы предложили респондентам выделить нелюбимых персонажей. У всех испытуемых отрицательные герои и их характеристики не совпали с персонажами и их характеристиками, на которых испытуемые похожи или хотели бы походить. Нелюбимые герои описываются антонимами тех прилагательных, которые присутствуют в желаемом самоописании и в описании персонажей, на которых хочется походить. В целом мы имеем дело с отрицательным героем – злым, мстительным, жестоким; кроме того антипатичны неудачники, глупые и трусливые герои. Другой в этом случае выступает как антигерой, антипод, от которого следует максимально отличаться, а по возможности и бороться с его появлениями в себе. Этот образ антигероя также содержится в культурных текстах.

Мы соотнесли самоописания с характеристиками тех героев, на месте которых себя представляют испытуемые. Это дало нам возможность ответить на вопрос о том, могут ли герои культурных текстов быть другими, можно ли в них усмотреть себя, свою судьбу, хочется ли побыть на их месте. Все испытуемые смогли указать хотя бы 1 – 2 персонажей которые очень похожи на них (или чем-то напоминают их, возможно в какой-то жизненный период). Значит, респонденты склонны сравнивать себя с героями художественных текстов и в принципе ставят себя на их место. Эти персонажи содержат в себе от 2 до 6 прилагательных, использованных в реальном самоописании или их синонимов. Например: Соня из «Войны и мира» - семейная и романтичная, Доктор Браун «Назад в будущее» - трудолюбивый, умный, находчивый, Татьяна Ларина – доверчивая, мечтательная, скромная, наивная. Это является свидетельством того, что сталкиваясь с различными текстами наши респонденты пытаются увидеть в героях собственные качества, либо присваивают качества этих персонажей себе. Таким образом персонажи являются образами Других, в которых респонденты пытаются увидеть себя, с помощью которых они пытаются обозначить себя. Персонаж – Другой является в этом случае неким alter Ego испытуемого. Также все испытуемые смогли выделить героев (хотя бы одного), у которых они хотели бы позаимствовать некоторые черты. Например: Золушка – добрая, терпеливая, Буратино – хитрый, выносливый и т.д. Персонаж как Другой в этом случае выступает в качестве некоторого идеала. Характеристики этих персонажей описываются прилагательными, которые содержатся в желаемом самоописании (от 2 до 5 прилагательных). Однако, среди персонажей, у которых хочется позаимствовать некоторые черты, 12,5% испытуемых выделили отрицательных героев, но найденные у них черты можно назвать положительными (например, у Кощея Бессмертного хотелось позаимствовать чудесную способность не умирать). Таким образом, литературные произведения и фильмы предоставляют человеку набор различных особенностей Других в контексте определенной ситуации, которые в принципе можно и хотелось бы позаимствовать. Герои произведений являются теми другими, в которых усматривается собственная судьба, собственные особенности, на которые хочется в той или иной степени походить.

Выяснив, какими наши респонденты сами себя интерпретируют, как интерпретируют свою жизнь, в какую сторону хотели бы развиваться, какие желания осуществить, мы приступаем к анализу того, какими именно другими себя представляют наши респонденты.

В начале мы предоставили испытуемым виртуальную возможность прожить другую жизнь. 75% сменили имя, 40% - время и место рождения, 87,5% - род занятий, 7,5% - пол. Смену пола испытуемыми можно объяснить неадекватной гендерной идентичностью, что подтверждает и личностный профиль по шкале маскулинность-феминность: их личностные особенности и паттерны поведения свойственны лицам противоположенного пола. В качестве основных черт характера указываются 3-6 прилагательных практически полностью повторяют прилагательные, указанные в желаемом самоописании, или являются их синонимами. Значит, испытуемые, представляя себя другими, пытаются проявить себя в желаемых качествах, оценить, пригодятся ли им эти качества в их дальнейшей жизни. Таким образом осуществляется самопроектирование. Судьба у 42,5% испытуемых совпадает с идеальной по их мнению судьбой. В этой другой жизни реализуются те желания, которые они не достигли в реальной жизни. Мы можем сделать вывод, что в представлении себя живущим другую (не эту) жизнь часто реализуются те потребности и желания, которые неосуществимы в реальности. 25% придумали собственный фантастический сюжет. Основные мотивы, которые реализуются в нем – это победы на разных фронтах (в бою, в любви, в делах и т.д.), везенье и разнообразные авантюрные приключения, неожиданное превращение и раскрытие внутренних положительных качеств. Это еще раз подтверждает наше предположение о том, что в выдуманных других жизнях часто осуществляются потребности и желания принципиально неосуществимые в реальной жизни: нельзя быть пиратом и нападать на испанские галеры, нельзя сражаться на рыцарском турнире средневековья, как и нельзя путешествовать на машине времени. Это позволяет заключить, что в представлении себя другим человек пробует посмотреть на себя со стороны как на обладателя желаемых качеств и попробовать предсказать ситуацию, когда эти качества помогут ему добиться желаемого результата. Значит, в представлении себя другим человек реализует те потребности и желания, которые он считает неосуществимыми, и в тоже время пытается выявить те качества, которые ему могут помочь добиться желаемого, т.е. те качества, которые необходимо развивать в себе. В пользу этого свидетельствует и то, что персонажи не были статичными, а представлялись в развитии. Например: «До 4 лет девочка воспитывается в семье, потом ее отдают в монастырь. Там она много читает, становится умной и образованной. Потом она становится придворной дамой, выходит замуж. У нее появляются дети. Вскоре муж умирает. Она страдает, снова обращается к королеве. Королева назначает ее на работу в Академию наук. Она становится ученым. Жизнь проводит в окружении детей, поклонников». Из нашего примера видно, что персонаж проходит некое развитие. Героиня становится умной – это такой, каким бы хотел быть испытуемый. Способ развития в себе этого качества – чтение книг. Ум героине позволяет добиться желаемого: любви, интересной работы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по теме:

Характеристика стресса
Стресс – это необычная реакция организма на любое сильное воздействие. «С точки зрения стрессовой реакции, – писал Г.Селье, – не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение или интенсивность по ...

Специфика и тенденции массовой культуры: анализ основных аспектов. Понятие массовой культуры и её структура
Теоретики и историки культуры придерживаются далеко не тождественных точек зрения по поводу времени возникновения массовой культуры как самостоятельного социального феномена. Так, Е.П. Смольская полагает, что оснований для того, чтобы гов ...

Вывод
На основе тестирования группы ИСТ-212 не удалось выявить некую закономерность в реакциях и проявлении личностных качеств (кроме самых общих, как например: отсутствие полной реакции при выборе 5 или более портретов данного типа с однотипны ...