Анализ и интерпретация результатов. Выводы
Страница 9

Материалы » Представление себя другим как способ самопознания » Анализ и интерпретация результатов. Выводы

Итак, мы выявили некоторые особенности представления себя Другим. Как мы увидели, испытуемые пытались усмотреть в Другом как сходства с самим собой, так и различия. Спустя некоторое время мы дали повторное задание на самоописание с целью проверить что дало представление себя другим для самопознания. Мы обнаружили следующие результаты. Для сопоставления мы использовали метод сравнения средних – t – критерий. (Приложение V и VII) У всех испытуемых значимо увеличился перечень прилагательных, используемых в самоописании. Кроме того, значимо увеличилось число шкал личностных профилей, присутствующих в реальном самоописании (рис.3) В полученное самоописание вошли 2-4 характеристики тех других, в роли которых представляли себя испытуемые.

Рис. 3. Изменение самоописания.

Из рисунка видно, что перед представлением себя другим испытуемые описывали себя в среднем 12-13 прилагательными, то после представления себя другим испытуемые описывали себя 17 прилагательными. До представления себя другим испытуемые описывали то, какими они хотят быть 10-11 прилагательными, после прохождения заданий желаемое самоописание состояло из 14 прилагательных. Кроме того, до представления себя другим в реальном самоописании находили выражение 5 шкал личностного профиля, то после выполнения заданий в полученном самоописании нашли отражение 7 шкал. Мы не можем твердо утверждать, что представление себя другим привело к увеличению количества шкал, присутствующих в самоописании, поскольку увеличилось количество характеристик, которыми испытуемые описывают себя. Вместе с ними увеличилось и количество шкал присутствующих в самоописании. Мы можем утверждать только, что увеличение характеристик, с помощью которых субъект описывает себя, ведет к увеличению количества шкал, присутствующих в полученном самоописании (коэффициент корреляции этих величин составил 0,67). В тоже время мы можем утверждать, что в результате представления себя другим субъект расширил набор характеристик, присутствующий в самоописании. Таким образом, мы можем сказать, что, представляя себя другим, человек лучше представляет каков он есть.

Теперь мы обратимся к рассмотрению некоторых прослеженных нами тенденций, общих для всей группы.

Во–первых, наибольшее разнообразие образов Других мы обнаружили у испытуемых в возрасте 20-30 лет и 40-51 (пик приходится на 22-23 и на 48-49). Это объяснимо с точки зрения ситуации развития. Кризисы становления самосознания, согласно Л.С. Выготскому, связаны с фундаментальными изменениями ситуации развития. Основой является изменение отношений субъекта с окружающим миром. В контексте нашего обсуждения можно предположить, что в экзистенциальных кризисах ситуации начинают предлагать новые модусы для самоинтерпритации, чем те, к которым привык субъект. Они начинают разрушать целостные представления человека о себе, изменять их. Человек начинает искать в разных источниках (в том числе и в культурных текстах) таких других, которые позволяют проследить другие модусы существования. В этих других субъект пытается разглядеть себя, свое место в мире. Понятно, что в этом случае субъекту предоставляется возможность расширить самоописание, способы самопрезентирования. В молодости человек ищет себя, свой путь в жизни, хочет во всем себя попробовать. В связи с этим он особо нуждается в самопознании, так как ему необходимо осуществить свой выбор, поставить цели и достигать их. Здесь очень важно не ошибиться в себе самом, чтобы потом не было больно за бессмысленное существование. В возрасте 40 – 50 лет наступает время подведения предварительных итогов. Человек вновь обращается к самому себе с целью познать себя, чтобы смириться со своими ошибками и неудачами и найти новые возможности, поставить новые цели развития. Возраст 30 - 40 лет – это время реализации поставленных целей, самопознание выполняет скорее функцию корректировки пути достижения поставленных целей. Подобная закономерность также косвенно подтверждает нашу главную гипотезу. Когда человек нуждается в самопознании, он привлекает все возможные ресурсы, в том числе начинает представлять себя другим.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Другое по теме:

Полученные результаты
После проведения исследования нами были получены следующие результаты отдельно по каждому учащемуся. Саша Л. Отсутствует подчинение деятельности конечному продукту, отсутствует намерение либо оно противоречит выполняемой деятельности, я ...

Проявление агрессивности в подростковом возрасте
Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, когда выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении ли ...

K3 – физическое состояние организма
Не так уж плохо, когда мужу от жены надо только одно, плохо, когда ему уже ничего не надо. Каждый, наверное, не раз замечал, что его чувства весьма переменчивы. Они зависят даже от таких причин как состояние погоды и вкус съеденной пищи. ...