Анализ и интерпретация результатов. Выводы
Страница 7

Материалы » Представление себя другим как способ самопознания » Анализ и интерпретация результатов. Выводы

Рис. 2 Модусы, в которых интерпретируется жизнь в спектаклях о себе.

Как видно из рисунка, больше всего жизнь в «спектакле о себе» интерпретируется через модусы свободы, воли, заботы, познания, творчества. Конечно, исходные модусы присутствуют, но в ходе развития сюжета появляется новая возможность интерпретации собственной жизни. Некоторые испытуемые сохранили исходный мотив своей жизни, сохранили исходный модус. Например: «Молодая девушка 20 лет встречает молодого человека – парня своей мечты. Они влюбляются друг в друга, женятся. Вскоре у них рождается сын. Так они и живут одной семьей. Конечно, у них случаются мелкие неприятности, но они их успешно преодолевают, потому что они вместе. Они живут долго и счастливо». Многие герои моложе испытуемых на несколько лет (37,5%). В этом случае полученная история сохраняет, объясняет, оправдывает события. В реальности это выступает как внутреннее согласие с тем, что это событие «должно было случиться» и переосмысление опыта как указывающего на то, что это будет иметь место и в дальнейшем. В этом случае это также служит своеобразной разметкой будущего, подтверждение исходных интерпретаций. Все герои спектакля частично реализуют заветные желания респондентов. Кроме того они включают некие персональные поступки, поскольку за поступком стоит выбор (например, ученый стоит перед выбором спасения страны, возможностью заниматься любимым делом или возможностью заработать большие деньги, жить в безопасности). В этих поступках респонденты получали возможность явить себя самим себе как Другого. Итак, мы видим, что в этих спектаклях, представляя себя другим, иногда использует героев культурных текстов. Он находит у себя качества, которыми обладает герой, в сюжете находит события из собственной жизни. В ходе этого спектакля субъект получает возможность увидеть себя в качестве героя в перспективе, оценить возможность и полезность сочетания данных качеств в себе и в тоже время спрогнозировать свое собственное развитие. По ходу действия герой часто реализует те желания, которые испытуемый не может реализовать в действительности. По ходу действия возникают новые возможности интерпретации собственной жизни, следовательно человек получает возможность взглянуть на себя по-другому, открыть в себе новые качества, следовательно, лучше узнает себя.

Подобный спектакль принципиально ориентирован на другого как цензора. При этом мы получили несколько размытый образ зрителя: указывался довольно большой возрастной диапазон, личностные характеристики часто вовсе отсутствовали. Это позволяет нам говорить о неперсонифицированном другом как цензоре.

В задании, где мы попросили придумать героя, мы предполагали, что испытуемые спроецируют на героев собственные черты, желания, судьбы, что даст возможность им побыть другими и лучше узнать себя. Мы обнаружили заимствования сюжетов и персонажей из разнообразных источников: книги, фильмы, сказки и т.д. Этим можно объяснить то, что в результате мы получили типично мужские и типично женские образ, прослеживаемые в культуре. Герои мужчины чаще всего справлялись с трудными задачами, защищали, творили, путешествовали, совершали открытия. В описаниях героев-мужчин присутствовали такие прилагательные как благородный, смелый, решительный, напористый, уверенный ответственный. Полученный персонаж чаще всего соотносился со следующими архетипами:

- архетипом Отца как защитника и спасителя – он связан прежде всего со способностью помогать другим, защищать, помогать в беде;

- архетипом Воина – он связан со стремлением доминировать, побеждать, бороться, отстаивать свои идеалы и убеждения;

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другое по теме:

Анализ результатов исследований
Данные контрольного эксперимента по шкале влияния травматического события Хоровица, опроснику посттравматического роста (ОПТР) Тадеши и Калхауна, а также исследованию по Миссисипской шкале мы заносим в приложения 16-19 Анализируя результ ...

Воспитание как формирование определенных качеств
Проблемы независимости обостряются и в тех случаях, когда воспитание подчиняется мотиву формирования определенного желательного для родителей качества. Под влияние прошлого опыта, истории развития личности человека в его сознании могут п ...

Развитие внимания, памяти, воображения
Учебная деятельность требует развития высших психических функций - произвольности внимания, памяти, воображения. Внимание, память, воображение младшего школьника уже приобретают самостоятельность - ребенок научается владеть специальными д ...