ЗаключениеСтраница 1
В ходе написания данной работы мною был рассмотрен ряд теоретических вопросов, проанализированы некоторые психологические концепции, и проведено практическое исследование. А именно: существует психологический процесс, именуемый работой личности. Эта работа позволяет личности в частности осмыслить мир и свое место в нем. У каждого человека есть своя система смыслов и ценностей, что формирует жизненную основу, составляя главный смысл жизни. Если смыслообразование нарушается, например,в экстремальной ситуации, личность испытывает стресс и получает психологическую травму. Так, По мнению М. Ш. Магомед-Эминова, экстремальная ситуация способна изменить смысловую сферу личности в направлении формирования биполярной смысловой структуры, элементами которой будут являться смыслы, организованные вокруг идеи «жизни», с одной стороны, и «смерти» - с другой. Нам также близка идея о ведущей роли смыслового конфликта в механизмах переживания последствий психической травмы, однако при рассмотрении событий, вызвавших психотравму, мы не ограничиваемся только так называемыми «аномальными», сталкивающими человека с опытом смерти
Травма является транзитным феноменом - структура травмы возникает в сфере перехода.
Придерживаясь представления о наличии противоречия в смысловой системе личности, переживающей неблагоприятные психологические последствия травматического опыта, мы делаем акцент на функционировании временных локусов смысла, то есть смыслов настоящего в контексте формирования определенного отношения к будущему и прошлому опыту индивида. Необходимым условием эффективного для индивида функционирования в социуме является синхронизация смысловых локусов. Процесс синхронизации временных локусов формирует особое состояние личности - актуальное смысловое состояние, которое и регулирует процесс интеграции личности и окружающей действительности.
Поэтому преодоление травмы и стресс - это особая смысловая трансформация, смысловая работа личности. С этой точки зрения не всякая экстремальная ситуация может считать травмирующей. А посттравматическое стрессовое расстройство личности может иметь и позитивные последствия в триаде «расстройство-стойкость-рост». Поэтому военные, побывшие в горячих точка Чечни при наличии достаточной мотивации и хорошей реабилитационной программы могут преодолеть расстройство, получив дополнительные возможности для развития личности, так называемого посттравматического роста. На первом этапе практического исследования группа военных из 30 человек тестировалась по пяти методикам: шкале влияния травматического события Хоровица, опроснику посттравматического роста (ОПТР) Тадеши и Калхауна, Миссисипской шкале боевого травматического опыта, методике нарративного анализа и методике незаконченных предложений. В ходе диагностического исследования было выявлено, что у подавляющего большинства участников тестирования сильно выраженное посттравматическое стрессовое расстройство, но одновременно существует тенденция к посттравматическому росту.
После этого военных поделили на две группы, в первой не проводилась реабилитационная программа, а во второй - проводилась. На контрольном этапе все тесы были повторены. И выяснилось, что во второй группе посттравматическое стрессовое расстройство прошло у всех испытуемых, а показатели посттравматическому роста заметно увеличились. Таким образом, была подтверждена рабочая гипотеза о том, что военные, прошедшие психологическую реабилитацию, переносят травматический опыт легче, чем те, которые не прошли психологическую реабилитацию. Таким образом, цель выполнения данной работы можно считать достигнутой.
Приложение 1
Опросный лист по шкале влияния травматического события Хоровица
Инструкция:
Назовите стрессовое жизненное событие, пережитое Вами, и укажите дату, когда оно произошло.
Событие:
Дата:
Ниже приводится ряд высказываний, характерных для людей, переживших стрессовые жизненные события. Прочтите каждое высказывание и оцените, насколько оно отражает Ваше состояние на протяжении последних 7 дней. Если какое-либо из них совсем не отражает Вашего состояния, сделайте отметку в колонке:
никогда, редко, временами, часто
1. Я задумывался об этом событии, сам того не желая.
2. Я не позволял себе расстраиваться, когда думал об этом событии или нечто мне о нем напоминало.
3. Я пытался вычеркнуть это событие из памяти.
4. Я с трудом засыпал, плохо спал, потому что картины и мысли об этом событии всплывали в моей голове.
Другое по теме:
Стратегии восприятия музыкального произведения. Характеристики
роли символов в контексте произведения искусства
В искусстве, как известно, особая роль принадлежит символам. Проблема символичности искусства возникла давно, интерес к ней наблюдается с древнейших времен.
Любое произведение искусства характеризует наличие художественного образа. Сущес ...
Формы суицидальной активности
1. Суицидальные мысли;
2. Суицидальные тенденции;
3. Суицидальная готовность;
4. Суицидальные попытки;
5. Завершенный суицид. [29]
Из-за того что С.А. изучалась первоначально в суицидологии, на эту активность следует обратить должное ...
Развитие познавательных процессов у младших школьников
Развитие восприятия.
Восприятие – процесс приема и переработки младшим школьником различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Этот процесс завершается формированием образа.
Хотя дети приходят в школу с достаточно развит ...