ЗаключениеСтраница 6
Основной задачей в первый день является установление контакта консультантов с клиентами-военнослужащими в процессе индивидуальной работы (анкетирование и беседа). Со второй по четвертый день проводятся групповые занятия с последующим индивидуальным консультированием по залросам клиентов. Олыт проведения групповых занятий показывает, что оптимальной является ситуация, когда количество психолотв составляет около 1/3 всего состава группы, что позволяет им быть фасилитаторами (инициаторами и ускорителями) работы группы. Максимальный объем группы, при котором работа сохраняет оптимальный уровень эффективности, составляет 18-20 человек.
Программа представляет собой пластичную структуру: при необходимости можно вводить в нее дополнительные упражнения (например, динамические) или заменять одни упражнения на другие. Принципиально важной является последовательность выбора тем аанятий.
Первое групповое занятие - «Интервью».
Общая продоложительность занятия: 1,5 часа (при максимальном объеме группы).
Тема: Саморефлексия. Обращение к собственным переживаниям no поводу отношения к другим людям.
Цель: Преодоление изоляции - установление контакта между участниками группы.
Первая часть: Знакомство. Продолжитепьность первой части: 15-20 минут.
Ведущий выносит на обсуждение три «Правила группы»:
-не перебивать;
-не критиковать высказывания;
-не оценивать участников группы.
После принятия этик правил участникам дается возможность предложить другие правила, необходимые с ик точки зрения для создания атмосферы безопасности в группе. Участники вырабатывают определенный этический кодекс, обязательный для выполнения на групповых занятиях в ходе программы. Участие группы в разработке кодекса правил необходимо для осознанного принятия ответственности за их выполнение каждым участником.
Продолжительность: 10-15 минут.
Затем ведущий предлагает приступить к разминочному упражнению «Какой я сегодня».
Продолжительность: 5-10 минут. Инструкция: «Большинство из нас сейчас не знакомы друг с другом: Для того, чтобы легче заломнить имена, пусть сейчас каждый участник назовет свое имя и свою отличительную особенность (желательно уместить ее в одно слово), начинающуюся на ту же букву. Следующий за ним - повторит имя и отличительную особенность предыдущего, а затем назовет свои».
Примечание: Порядок ответов можно изменить, используя маленький мячик: участник, ответивший на вопрос, передает право ответа, бросая мячик тому, кого выбрал сам. Это усиливает вовлеченность в процесс работы и открывает новые возможности для контакта участников группы.
Вторая часть: Собственно «Интервью». Продолжительность: 40 минут - 1 час при объеме группы в 18-20 человек. «Интервью» является адаптированным вариантом проективной методики, разработанной А.Л. Лихтарниковым («переоценочное интервью»). «Интервью» состоит из пяти позитивных вопросов. Отвечая на вопросы и выслушивая ответы других, участники груллы имеют возможность поделиться своим опытом и познакомиться с опытом других. В процессе данной работы происходит раскрытие участников груплы, часто с неожиданных для других сторон. Многие впервые обнаруживают близость своих мыслей и чувств к мыслям и чувствам других людей, общность взглядов с другими людьми. У участников появляется интерес друг к другу, что ведет к преодолению изоляции и установлению контакта.
Инструкция: «Я сейчас задам по очереди пять очень просгых вопросов. Постарайтесь ответить на них. Отвечаем по кругу, по очереди. Пять кругов - пять вопросов. Начнем с первого»:
В качестве примера ведущий может первым отвечать на вопросы.
1) Что ты хорошо умеешь делать?
2) Что тебе нравится в себе?
Эти два вопроса исследуют самоотношение клиентов. Следующие два - отношение к другим людям, наличие / отсутствие изоляции и готовность к социальным контакгам.
3) Что тебе нравится в других людях?
4) Чего ты ждешь от других людей?
Пятый вопрос выявляет наличие ресурса. Этот вопрос подготавливает почву для работы на формирование позитивного прогноза. 5) В чем ты уверен относительно себя?
Третья часть: Упражнение «Портрет группы» (методика взята из материалов занятий курса «Психологическое консультирование» кандидата психологических наук, доцента кафедръг психологической помощи психолого - педагогического факультета СИбГПУ им. А.И.Герцена А.М. Родиной).
Продолжительность: 10-15 минут Оборудование: лист белой бумаги формата А-4, набор цветных карандашей или фломастеров. Инструкция: «Давайте нарисуем рисунок. Для нибудь начнет с любой простой детали, а затем по кругу каждый участник будет добавлять к рисунку еще по одной, пока не кончится круг». Когда рисунок готов, ведущий предлагает считать рисунок портретом группы. Портрет должен иметь имя, поэтому ведущий еще раз пускает листок с рисунком по кругу, и каждый участник предлагает свое название портрета (буквой, словом и т.п.).
Другое по теме:
Современные подходы к исследованию детской одаренности
Среди научных разработок последних лет наиболее интересным представляется исследование группы ученых-психологов под руководством Н.Е. Веракса. Истоки данного исследования лежат в отечественной психологии в работах Л.С. Выготского, А.Н. Ле ...
Влияние имиджа делового человека.
Имидж – некий образ, который человек, его «я» представляет миру, своего рода форма самопрезентации. С одной стороны, мы стараемся, дать информацию окружающим, с другой – преследуем какие-то свои определенные цели.
Имидж - это реальное ил ...
Общая характеристика внимания
Внимание
— это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Внимание не является процессом отражения действительности, оно представляет собой одну из сторон психической деятельности — ее динамики. О ...